Весной 2012 года в штате Вирджиния, США выполнят приговор суда относительно выходца из Украины 33-летнего Ивана Телегуза — смертное наказание. Его признали виновным в заказе убийства жены Стефани Сайп.
— Он стопроцентно не виноват, но после вынесения приговора суд уже не принимает доказательства во внимание, — говорит Софи Вокер, адвокат Ивана Телегуза.
Иван родом из райцентра Каменка Черкасской области. В семье росло девятеро детей. Родители были сторонниками Евангельской веры. В 1987-м выехали в Италию, через два года переселились в США. Иван получил там образование механика, работал на строительстве. С сожительницей Стефани Сайп воспитывал сына. В 2000-м пара разошлась, сын остался с матерью. Иван ежемесячно выплачивал алименты. 23 июля 2001-го Стефани Сайп нашли зарезанной в квартире. 2-летний мальчик сидел в ванной комнате.
— На месте преступления следователи обнаружили ДНК Майкла Хетрика. Задержали. Он сознался, что ему помогал Патрик Гилкс. Чтобы уменьшить себе наказание, они солгали, что убийство заказал Иван, потому что не хотел платить алименты, — говорит адвокат. — Но это нелогично, так как тогда вся ответственность за сына ложится на Ивана.
Ивана Телегуза арестовали, в 2006 году зачитали приговор.
— После приговора Гилкс сознался, что оболгал Ивана, — говорит Софи Уокер. — Был еще свидетель Сафонов, прежний коллега Телегуза. Его задержали за контрабанду оружия, угрожали депортировать в Афганистан. Обещали, если будет свидетельствовать против Ивана, то не депортируют. Он солгал, что осужденный ему говорил об убийстве. Его слова учли, но все равно депортировали. Перед отправлением в Афганистан сознался, что оболгал. Да и не мог он такого слышать, потому что в последний раз вместе с Иваном работали за два года до убийства.
Американские полицейские должны были бы сообщить о задержании Телегуза украинским милиционерам, по условиям Венской конвенции. Однако не сообщили. Иван украинского гражданства не имел и на американское тоже не претендовал.
— Он хотел получить гражданство Украины. Помнит свое детство, говорит на украинском языке. Написал письмо президенту Виктору Януковичу, просит ускорить этот процесс. Если получит украинский паспорт, то тогда украинские милиционеры смогут вести переговоры с губернатором Вирджинии. Только он может объявить помилование.
Иван Телегуз ожидает смертного наказания в одноместной камере. Выходит из нее лишь, чтобы помыться и час погулять во дворе.
— Украинская власть не хочет помогать эмигрантам, — говорит правозащитник 49-летний Владимир Чемерис. — Вспомните, как освобождали судно "Фаина" (моряков из сомалийского плена освобождали больше четырех месяцев. — "ГПУ"). А приговоренные к казни украинцы в Ливии? Они ожидают гильотины, а здесь никто не обращает внимания. Смертное наказание — это вообще пережиток. Европейские страны это поняли, а США — нет.
Комментарии