Недалеко от Пирятина Полтавской области расположено село Березовая Рудка с уникальной историей и величественными зданиями. Жемчужинами среди них является дворец дворян Закревских и настоящая пирамида-усыпальница, построенная по аналогии с египетскими.
Члены древнего казацко-старшинского, а затем дворянского рода Закревских - владели Березовой Рудкой с 1787 года. Первым владельцем населенного пункта был дворовой советник Григорий Закревский, который начал возводить здесь роскошный дворец. На протяжении десятков лет его посещали аристокарты и знаменитости. Среди последних - Тарас Шевченко, приезжавший гостить к Закревским в 1843, 1845 и 1846 годах.
Корреспондентка Gazeta.ua побывала в селе, чтобы выяснить, в каком состоянии там дворец и усыпальница. Узнала подробности их строительства и разведала мистическую историю о зеркале имения, которое вроде бы способно "запоминать" всех, кто в него смотрит.
КОЛЛЕДЖ В ПАНСКОМ ИМЕНИ
История Березовой Рудки на Полтавщине достигает XVII века, когда эта территория была заселена козаками. Однако настоящий расцвет села связан с зажиточной семьей Закревских, ставшей хозяевами этих земель в XVIII в. Закревские были украинскими дворянами и играли немаловажную роль в развитии местной культуры и хозяйства. Они построили в селе имение в классическом стиле, а вокруг него обустроили большой парк.
Огромный ландшафтный парк за кованым забором виден из центра Березовой Рудки. Слева стоят две многоэтажки - это студенческое общежитие. После революции 1917 года дворянские имения и земли национализировали, в том числе и усадьбу Закревских. В зданиях дворца и близлежащих постройках разместили разные учреждения, а впоследствии - образовательные.
В 1929 году здесь основали учебное заведение сельскохозяйственного направления, которое впоследствии стало профессиональным колледжем.
Заведение специализируется на подготовке агрономов, агроинженеров и т.д. Студенты имеют возможность получить профессии водителя, тракториста, слесаря, пчеловода.
За воротами колледжа видим относительно новое здание - главный корпус учебного заведения. Перед входом стоят скамейки, прикрытые ветками многолетних елей. Едва вернувшись с обеда, нас встречает заместитель директора колледжа - преподавательница гражданского образования Татьяна Продан, энергичная 65-летняя женщина с короткими волосами.
- Первое свое имение Закревские построили здесь в 1770 году. Впоследствии они подарили здание управляющему и построили новое на этом месте, - рассказывает Татьяна Викторовна. Предлагает пройти в главное имение усадьбы. - Попали в проект "Большого строительства" и должна была начаться реконструкция в 2022-м. Но началась Великая война. Сейчас решили затеять ремонт на свой страх и риск. Никакие нормы не нарушаем.
Ковка сохранилась со времен Закревских
По обе стороны дворца стоят одноэтажные флигели, которые служат помещениями для обучения и используются еще работниками историко-краеведческого музея. За кронами хвойных деревьев открывается главный дворец. Он выстроен в стиле классицизма, часть его интерьеров сохранилась лишь отчасти.
В центре архитектурного ансамбля - двухэтажное здание с колоннадой, арками и высокими окнами. Побелка на фасаде потрескалась и начала осыпаться. Над входом - открытая терраса с ажурными коваными перилами. На нее вельможи выходили из бального зала. К главной двери ведет лестница. Крыльцо с обеих сторон также декорировано ковкой. Сейчас в этом здании базируется отделение агрономии.
- Ковка сохранилась со времен панов Закревских, немного лепнина попадала и окна заменили. Когда оно все начало рушиться, мы решили сделать хоть текущий ремонт учебного заведения, - продолжает рассказ Продан. - Там были синие стены, коричневые двери и пол. Сейчас там окрашивают пол, завезли ковролин. Но мы можем еще войти в некоторые помещения.
БАЛЬНЫЙ ЗАЛ И ПОЗОЛОТА
В помещении сыро и пахнет краской. В коридорах с кистями и валиками суетятся работники колледжа и студенты. Главным украшением является центральная лестница - с фигурными перилами. Стены украшены лепниной с растительными мотивами. Оба этажа уже успели покрасить - ослепительно-белая краска контрастирует с позолотой на выступах из лепки.
На первом этаже разместили аудитории. В некоторых успели покрасить пол, а в остальное перенесли парты и стулья. Стены длинных коридоров с высокими потолками украсили картинами в золоченых рамках.
- Приблизили его к стилю барокко, в котором он был построен. Сделали белые стены с золотом, - объясняет Татьяна Викторовна. - В основном за благотворительные средства. Я бы не сказала, что оно дорого, но хоть стало чисто, аккуратно. Закревские здесь жили поколениями, последним был - Игнат, который и построил пирамиду.
На лестнице в стене было зеркало из венецианского стекла, с которым связывают многие легенды. Одна из самых известных рассказывает, что зеркало обладает способностью удерживать отображение тех, кто смотрел в него. Считается, что отображение Тараса Шевченко, посещавшего усадьбу в 1840-х годах, оставило невидимый след в зеркале. Сейчас этот элемент интерьера хранится в музее.
Бальный зал расположен на втором этаже. Это большая комната с высокими потолками и массивными колоннами в центре интерьера. Сквозь арочные окна в зал пробивается яркий дневной свет. Сюда вельможи поднимались по железной лестнице балкона с внутреннего двора. Она также сохранилась до наших времен.
На заднем дворе лужайки поросли зеленой травой. Раньше здесь был фонтан с цветком в форме лотоса. Такой же орнамент сохранился во всех декоративных элементах усадьбы - ковке, лепнине. Семья Закревских, как и многие представители украинской интеллигенции XIX века, имела связи с масонским движением.
Течение было популярным среди образованных людей того времени. Участие в масонских ложах давало возможность общаться с единомышленниками, обсуждать вопросы этики и философии. Члены семьи Закревских, по историческим свидетельствам, интересовались масонскими идеями.
Лотос ассоциируется с восточными религиями и культурой и символизирует чистоту, возрождение и просветление. Хотя цветок не является типичным символом масонства, его использование могло свидетельствовать о влиянии разных культурных течений на семью Закревских.
- По этой лестнице дамы заходили, чтобы юбки не поднимать, - говорит Татьяна Продан с восторгом. - Можете подняться. Здесь по 100 человек ходят - и оно выдерживает.
Березоворудский парк занимает более 45 га. Раньше здесь был каскад из шести прудов, розарий, барская купальня, остров влюбленных. Часть территории уже заросла, однако работники колледжа пытаются ухаживать за тем, что удалось сохранить. Закревские обустроили парк на территории древнейшего леса, говорит Татьяна.
- У нас здесь цветет 26 сортов ирисов. Бывают люди, приезжают, смотрят. Заведующая музеем умерла, к сожалению, поэтому сейчас уже не так много посетителей, - признается женщина. - Закревские насадили здесь девять аллей - тополевую, липовую, берестовую, каштановую и другие. Заканчивались аллеи скамейками и беседками в китайском или японском стилях.
Парк служил не только местом для прогулок, но и напоминал миниатюрный природный заповедник с разными видами деревьев и кустов. В некоторых местах сохранились скульптуры и парковые элементы, когда-то украшавшие имение.
СЕМЬЯ ЗАКРЕВСКИХ И ДОЧЬ ШЕВЧЕНКО
Сегодня один из флигелей используется как музей, где собраны исторические артефакты и экспонаты, рассказывающие о жизни семьи Закревских и истории Березовой Рудки. Здесь иногда проводят экскурсии, на которых посетители знакомятся с бытом украинской шляхты, историей дворянской семьи.
- Раньше здесь были гостевые комнаты, - добавляет Продан и открывает уже новую дверь ключом. - Это выход из музея. Не закрывайте, пусть выветривается. Раньше планирование было другим, но советские власти немного переработали.
В комнатах музея холодно. Полы и мебель местами покрыты пылью и паутиной. Снаружи залетели желтые опавшие листья. Гости бывают редко, поэтому музей часто пустует. Его всегда закрывают, потому что не раз бывали кражи.
- У нас здесь экспозиция древней вышивки и росписи писанок, - проводит комнатами музея Продан. - Есть и вещи народного обихода, а также предметы из усадьбы. .
Закревские были одной из выдающихся дворянских семей на Левобережной Украине. Их род закрепился на Полтавщине еще в XVIII веке, когда представители семьи получили имение в Березовой Рудке. Они быстро стали влиятельными землевладельцами.
В начале XIX века Василий Закревский, один из самых известных членов семьи, создал в имении настоящий культурный центр. В 1830-х годах он построил дворец, где встречались представители интеллигенции и выдающиеся деятели искусства.
Закревские руководили значительными земельными угодьями Полтавской области. Развивали сельское хозяйство, занимались выращиванием зерновых и животноводством. Также семья поддерживала школы и другие общественные учреждения, чтобы способствовать распространению образования в регионе. Помогали бедным и оказывали социальную поддержку селянам, работавшим на их землях.
Анна могла родить дочь от Шевченко
В комнате, посвященной Закревским стоят печатные машинки, арифмометры, деревянные люльки, куклы и кухонные принадлежности. Отдельно на стене экспозиция, посвященная связям Тараса Шевченко с дворянской семьей. На ней - портреты Анны и Платона Закревских. Они висят напротив знаменитого зеркала из имения.
- Если бы Тарас Шевченко жил в наше время - он бы был скандальным блоггером, - шутит Татьяна Викторовна.
Исследователи говорят, что Шевченко был влюблен в Анну. Отношения между ними остаются тайной. Однако говорят, что женщина родила от поэта дочь. Правда, стопроцентных подтверждений этому - нет.
- Шевченко и Анна познакомились на балу в 1843 году в Мойсовке, куда поэта привез его друг Евгений Гребенка. Анна, молодая и обаятельная жена Платона Закревского, сразу привлекла внимание Шевченко. Впоследствии их встреча стала началом особой связи. Разница в возрасте между ними составляла 22 года, - рассказывает Продан. - Некоторые свидетельства указывают на то, что Анна могла родить дочь от Шевченко, хотя эту историю нельзя подтвердить официальными записями. По легенде девочка умерла в восьмилетнем возрасте, однако документов о ее смерти не сохранилось в архивах. Также существует версия, что Платон Закревский, заподозрив что-то, тайно вывез девочку за границу.
Татьяна Продан, самостоятельно исследуя эту историю, считает, что между Шевченко и Анной была глубокая любовь. Их отношения продолжались недолго - Анна умерла в 35 лет от туберкулеза. После этого поэт больше не возвращался в Березовую Рудку.
ЗАКРЕВСКИЙ В ЕГИПТЕ
В 1915 году последние Закревские покинули Прилукский район, отправившись в Санкт-Петербург, а оттуда - эмигрировали в Европу. Но особое внимание привлекает фигура Игната Закревского - сына Платона. Он был образованным юристом и построил в селе уникальную пирамиду-усыпальницу в 1890 году. На это его вдохновило увлечение египетской культурой.
- Игнат служил дипломатом в Египте, - рассказывает Татьяна. - Он был человеком со многими талантами, получил юридическое образование, служил дипломатически. И пирамиду он построил. В 1900 году его отправили из Египта, потому что что-то не так сказал о французах, а как только вернулся домой - сразу взялся за перестройку родового поместья.
В период с 1900 по 1906 год имение испытало свой наибольший расцвет. Закревский построил десятиметровую пирамиду возле Троицкой церкви, использовав уникальную строительную технологию. По преданию, стены пирамиды возводились на растворе из яичной скорлупы и крови животных, что обеспечивало необычайную прочность конструкции.
- Пирамида была построена не просто как гробница, а как символ родового наследия, - объясняет Продан. - Там был и алтарь, и статуя богини Исиды, и распятие Иисуса Христа, и герб Закревских. Все это было символическим: сочетание христианства и египетских влияний.
Когда решили снести пирамиду бульдозерами - тросы порвались
После смерти Игната в 1906 году его тело было забальзамировано и похоронено в собственноручно построенной пирамиде. Однако в 1928 году советские власти разграбили усыпальницу, а останки Гната и его семьи были перезахоронены местными селянами.
- Знаете, что случилось в 1972 году? - спрашивает Татьяна Викторовна, вспоминая последнюю попытку разрушить пирамиду. - Когда решили снести пирамиду бульдозерами, тросы порвались, а машины глохли одна за другой. Она даже не покачнулась. Строили ее на совесть, говорят, что даже Википедия это подтверждает.
Пирамиду больше не использовали по назначению. В уникальной достопримечательности в советское время хранили молочные продукты с местного завода, позже - сделали туалет. Сейчас пирамида закрыта, но сквозь металлическую решетку можно увидеть особенность архитектуры.
Потомки семьи Закревских продолжают поддерживать имение, хотя судьба разбросала их по всему миру.
- В девятом году внучка внебрачной дочери Игната Закревского Коллет Артвич - приезжает во второй раз, дает нам 12 тысяч евро - и мы перекрываем крышу на их родовом здании, - добавляет Татьяна. - В 2010 году она привезла в имение книгу на английском языке под названием "Маня Отрада", которая является псевдонимом ее матери, которую Игнат отправил на воспитание в Париж.
Коллет помогла профинансировать перевод книги на украинский, что теперь является уникальным свидетельством о семейном прошлом.
- Это воспоминания восьмилетней девочки, которую Игнат забрал к себе, но там не только о Березовой Рудке. Она описывает имения в Нежинщине, где Закревский познакомился с Иваном Заславским, своим другом и отцом Анны, - отмечает Татьяна. - Меня поразило, что эти люди без комплексов, они насколько уверены в своем завтрашнем будущем! Они просто наслаждались встречей со своими корнями.
БЕРЕЗОВАЯ РУДКА
Татьяна Продан приехала в Березовую Рудку учиться. И так и осталась работать в колледже. Сейчас в селе проживает около 900 человек. А студентов - 973. Местные жители уже не так активно интересуются историей села, но работники искренне заботятся о посетителях и студентах.
- У нас работает столовая, обеды для экскурсий заказывают. Сегодня был суп, студенты мои ели котлету, вермишель, салат из свежих овощей. У нас своя теплица, свое коллекционно-исследовательское поле, обучающая ферма. Кроме свинины, которую мы иногда закупаем, все остальное свое - борщ, индейка, курица, утка, все свое! - с гордостью добавляет она. - У нас инкубаторов четыре, потому что это учебная ферма. Студенты видят весь процесс: как растет птица, как ее обробатывают. У нас есть автоклавы, пищевые технологии. Недавно 45 банок каш и тушенки на фронт отправили бойцам.
Земля колледжа позволяет выращивать все необходимые культуры, добавляет преподавательница.
- Пшеница, гречка, горох - все свое. Рис только покупаем, потому что не выращиваем. У нас есть своя земля, и это позволяет нам обучать студентов, как правильно выращивать и обрабатывать различные культуры. В селе работает также детский сад.
Смельчаки внутрь лазили, потому что там вглубь три яруса
В главном здании колледжа работает буфет. Держит его также бывшая студентка Ирина Мунтян, которая работает инспектором кадров. В помещении не включают свет, потому что нет пока посетителей. Но даже так видны аутентичные росписи на стенах с изображением растений.
- Когда я приехала, в пирамиде еще была плитка. Ее чего-то украли и сбили, - говорит Мунтян. - Мимо нее ходили в кино - заходила, заглядывала. Смельчаки внутрь лазили, потому что там вглубь три яруса, в которых покоились Закревские. Какая-то статуя еще была, вероятно, Исиды.
В своем кафе Ирина готовит для посетителей разнообразные виды вареников, но наиболее необычные - с халвой. В Березовой Рудке большинство студентов остались из-за развитой инфраструктуры.
- Увидела здесь забор этот, цветы, так все красиво. Более трех тысяч человек жило. Газ был, дороги, - говорит Мунтян. - А сейчас автобус в город два раза в неделю ездит.
Татьяна Продан говорит, что живут в селе хорошо. Однако не хватает работы, поэтому большинство молодежи уезжает в города на ее поиски.
- Мы самые молодые здесь, пожалуй, - говорит преподавательница в шутку.
Комментарии