Президент России Владимир Путин провел свою 13-ю прямую линию. Ответил на 90 вопросов. "Сноб" выбрал самые важные, неожиданные и спорные ответы Путина.
Об Украине
На сегодняшний день Россия ничего не ждет от киевских властей, кроме одного: отношения к нам как к равноценным партнерам по всем направлениям взаимодействия. Важная часть для нас — соблюдение законных прав русских, проживающих на Украине, и тех, кто считает себя русскими, кто неразрывно связан с русским языком и русской культурой. Мы заинтересованы в полной нормализации отношений с Украиной и будем все для этого делать.
Вы сейчас допустили оговорку, как говорят, по Фрейду. Вы сказали: мы пропустили отторжение Украины от России. Да никакого отторжения не было. Украина — самостоятельное независимое государство, и нужно относиться к этому с уважением. Мы сами это всё отторгли когда‑то, в начале 90-х годов, когда приняли решение о суверенитете Российской Федерации. Мы же какой шаг сделали? Мы их освободили от себя. Но мы сделали это сами, это наше решение было. И если уж мы это сделали, надо относиться с уважением и к их независимости. Это выбор украинского народа — как строить отношения.
О США
Им нужны вассалы, но Россия так не может существовать. Нужно уважать наши интересы. В 1990-е годы мы полностью раскрылись и ждали, что к нам будут относиться так же. Но вспомните, что происходило в начале 90-х годов. Как только Ельцин озвучил свою позицию по Югославии, на него всех собак спустили. Вот в этом причина проблемы. Как только мы озвучиваем свою позицию, начинаются такие проблемы.
О врагах
Мы большая страна и территориально, и по населению. И мы, безусловно, великая ядерная держава. Быть нашими врагами и друзьями — одинаково почетно. Враги — это международные террористы, организованная преступность и т. д. Мы никого из участников международного общения врагами не считаем и не рекомендуем никому считать нас своими врагами.
О санкциях
А по поводу того, сколько и долго ли нам терпеть санкции, я бы вообще, если позволите, сказал бы иначе: не то что терпеть — нам нужно использовать ту ситуацию, которая складывается в связи с санкциями, для того, чтобы выходить на новые рубежи развития. Мы, может быть, и не делали бы этого. Но то же самое импортозамещение — мы вынуждены сегодня, мы будем делать, и я надеюсь, что это приведет к развитию высокотехнологичных отраслей экономики большими темпами, чем это было раньше.
Вот мы сейчас сказали о ценах, об уровне заработной платы. Но с чем это связано? Понятно, что это связано с давлением на рубль, с тем, что он подешевел. Это в свою очередь зависит от цены на нефть. Это хорошо известно, к сожалению, у нас такая однобокая экономика сложилась уже за очень долгое время, и изменить это достаточно сложно.
Но ведь мы что делали в последние годы? У нас опережающими темпами росла заработная плата. И она опережала темпы производительности труда. И вне зависимости от этих санкций курсовая коррекция была неизбежна.
О Крыме
Когда я в фильме "Крым. Путь на Родину" говорил, что все находилось под моим личным контролем, я не стремился показать, что играл там какую-то особую роль. Я хотел показать, что, когда в деле участвует легитимная власть, все получается хорошо, а когда вместо этого развал и бандиты, результаты могут быть катастрофические.
Комментарии
2