Кир Стармер впервые посетил столицу Украины. Прибыл как раз тогда, когда россияне атаковали город дронами. Официально Украине гарантирована поддержка, в том числе - финансовая. Что действительно привез гость, выясняла Gazeta.ua.
Премьер Великобритании прибыл в Киев с проектом соглашения о столетнем партнерстве, которое впоследствии было подписано.
Ключевые позиции документа:
• Сотрудничество Украины и Великобритании почти во всех сферах,
• расширение военного сотрудничества (тренировочные миссии, вооруженная поддержка) и укрепление безопасности морей в целях безопасного судоходства,
• инвестиции в производство оружия,
• Великобритания становится ключевым партнером украинской энергетики в разработке стратегий.
Предполагается совместное противодействие информационным иностранным манипуляциям и вмешательствам, усиление кибербезопасности.
Плюс новые стволы
"Мы должны вместе защищать право на жизнь, - заявил президент Украины Владимир Зеленский. - Этим соглашением демонстрируем пример дальновидных отношений".
"Мы с вами не только сегодня или завтра, но и после того, когда эта война закончится, - подчеркнул британский премьер Кир Стармер. - Абсолютно убеждены, что корни справедливого и устойчивого мира проходят через силу, поэтому будем работать с союзниками для гарантирования Украины именно такого мира. Дискуссия будет продолжаться в ближайшие месяцы".
Кир Стармер объявил о передаче Украине 150 артиллерийских стволов. Очевидно, речь идет о них как о комплектующих существующих артсистем. По его словам, это оружие поступит в Киев через несколько недель. Также Киев получит мобильную систему ПВО и 30 тысяч БПЛА.
Снова о миротворцах и деньгах
Гарантией Украины должны стать и миротворцы. Но, как отметил Владимир Зеленский – не единственной. Президент повторил тезис, озвученный накануне в Польше, "это должен быть только сегмент". А вот Кир Стармер добавил важное с его точки зрения: говоря о мире и гарантиях, Великобритания подразумевает максимально возможное усиление позиции Украины. В то же время, по его мнению, позиция нашего государства сейчас "очень сильная", а роль США "жизненно важна, мы с ними каждый день работаем".
Финансовый вопрос является ключевым для проукраинской коалиции. Как пояснил президент, война 2024 года стоила Украине примерно 100 миллиардов долларов США, из которых 40 миллиардов – вклад нашего государства, 35 миллиардов – США, 25 миллиардов – Европа. "Безусловно, самый высокий вклад – люди, но вы видите проценты, – отметил он. – Мы не можем из-за деталей потерять этот союз, как и забыть о вкладе Украины".
В ожидании возможного пересмотра Вашингтоном стратегии и тактики по Украине Великобритания этим соглашением зафиксировала свой будущий вклад. В финансовом исчислении это 3,6 миллиарда долларов США ежегодно и 6,6 миллиарда в этом году за счет "замороженных" активов России.
Атмосфера агрессии
В ходе переговоров британского премьера с украинским президентом Россия обстреляла Украину. Досталось и правительственному кварталу, в частности, зданиям вблизи Офиса президента.
"Для меня атака беспилотников – напоминание о том, с чем Украина сталкивается каждый день", – поделился впечатлениями Стармер.
"Мы также передадим привет", – пообещал Зеленский.
Следует отметить, что и британские журналисты обратили внимание на относительное спокойствие украинских коллег во время вражеского налета.
Пример мужества, восхищение которым выразил Кир Стармер, однако, не мог полностью нейтрализовать отсутствие конкретики при его общении со СМИ. Возможной причиной может быть давление, которое оказывает на него близкий соратник и спонсор Дональда Трампа - Илон Маск. Отмечая отсутствие приглашения Стармера на инаугурацию нового президента США, он обвинил премьера в попытке сорвать выборы. Ранее Стармер призвал Трампа, чтобы тот держался подальше от Маска.
Определенная неопределенность
Возможно, конкретику, да еще от Трампа напрямую, привез министр обороны Италии Гвидо Крозетто, тоже 16 января прибывший в Киев.
Подытоживая визиты, можно сделать вывод о попытках Европы согласовать стратегию обороны, которую, наверное, и представят Дональду Трампу. Стратегия, по идее, станет ответом на финансовое давление избранного президента США на НАТО, Украина в ней будет играть ключевую роль. Не исключено, что под стратегию пять стран Европы создали формат Е5 по поддержке нашей страны (Франция, Германия, Великобритания, Италия, Польша).
Недаром же американские СМИ увязали всплеск дипломатической активности европейцев по Украине с инаугурацией Дональда Трампа 20 января. Интересно, что по этому поводу молчат Китай, Индия и другие важные страны Глобального Юга. Между тем, 17 января Россия подпишет соглашение о стратегическом партнерстве с Ираном, на противодействии которому подчеркивал кандидат в министры обороны США Пит Хегсет.
Треугольник безопасности
Из всех стран-партнеров только Великобритания решилась заключить столетнее соглашение, предусматривающее широкое взаимодействие. Ее заинтересованность ясна, пояснил Gazeta.ua кандидат политических наук Алексей Буряченко: после выхода из ЕС страна испытывает фантомные геополитические боли и стремится распространить свое влияние.
"В Украине есть место для размещения контингента. Украина - это в тоже время и влияние на Черноморский регион, логистически раскрывающее Британии большее влияние на Средиземье, на Африку и на Ближний Восток. Лондон получает шанс перезагрузить отношения со своей бывшей колонией – Индией, предоставить ей логистический хаб для товаров на богатые рынки Европы под гарантии безопасности Украины", – пояснил эксперт.
Алексей Буряченко обратил внимание на дискуссию о европейском НАТО именно с подачи Стармера.
"Треугольник "Британия – Европа (прежде всего, Франция) – и Украина" может сыграть важную роль в стабильности безопасности Европейского континента", - пояснил он. Может быть и формат "Украина – Польша – Британия" с финансированием от всей Европы.
Опосредованно о справедливости версии свидетельствует визит министра обороны Италии, отметил Алексей Буряченко, "возможно, как детский пазл Европа собирает собственную безопасность".
Скепсис Альбиона
Запад понимает, что если хочет нормального результата от переговоров с Россией, нужно укреплять позиции Украины, в том числе санкционные, отметил редактор украинской службы Atlantic Council Питер Дикинсон.
Но в Лондоне есть разные мнения. "Как мы можем обещать Украине стабильную ежегодную поддержку, когда нам самим не хватает денег, - говорит обозреватель Питер Хэтчинс. - Наши собственные вооруженные силы не работают с кораблями, наши воздушные силы все чаще "застревают". Мы тратим на жилищные субсидии больше, чем на ПВО. Зачем тратиться на Украину? Я не могу сказать, почему это в интересах Британии.
Возможно, именно в критике внутри страны и ответ, почему Стармер был таким сдержанным в Киеве.
Комментарии