
Темой Всемирного дня здоровья в 2017 году стала депрессия. В мире от нее страдают около 300 млн людей. А в Украине, только по официальной статистике, — более 6% населения. Но что делать, когда в депрессии оказалась сама система медицинской помощи?
О реформе здравоохранения и катастрофе с медобслуживанием в селе говорим с президентом Национальной академии медицинских наук, главой медицинского совета Аграрной партии Виталием Цимбалюком, 70 лет.
Ежедневно в Украине от острого инфаркта умирает 22 человека. Сердечно-сосудистые заболевания являются главной причиной смертности украинцев. В прошлом году медики предложили киевской мэрии пилотный проект по оперированию людей с инфарктом миокарда. Виталий Иванович, расскажите, что удалось реализовать?
— К сожалению, ничего не изменилось. Действительно, один из проектов, который предложила Национальная академия медицинских наук Украины, — это уменьшение смертности от инфаркта миокарда. В первую очередь в Киеве, где это сделать легче всего. Наша академия имеет два знаменитых заведения — Институт кардиологии имени академика Николая Стражеска и Институт сердечно-сосудистой хирургии имени Николая Амосова. Там сегодня могут быстро оперировать пациентов, на наивысшем европейском и даже мировом уровне. Речь о том, что пациента на автомобиле скорой помощи доставляют в институт и сразу госпитализируют. Срочно делают коронарографию, согласно которой ставят диагноз. Если у человека забиты коронарные артерии, сразу предлагается оперативное вмешательство.
В действительности все делают максимально оперативно. Наши бригады работают 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Однако у нас недостаточное государственное финансирование, нет возможности закупать стенты.
Какая стоимость этих материалов?
— Стоимость более-менее качественного стента — минимум тысяча долларов, а более дорогого — до двух тысяч. Не каждый украинец сможет это себе позволить, особенно, если их нужно ставить несколько. Мы предложили мэрии помочь с этими материалами. Но, к сожалению, средства до сих пор не выделили. Если же удастся запустить проект, мы сможем уменьшить смертность от инфаркта миокарда до европейского показателя — 4 процентов. Так, как сегодня, в частности, во Франции, Германии, Чехии. В Украине он превышает 30 процентов.
Над какими еще проектами сейчас работает медицинский совет Аграрной партии?
— Самый главный проект, который сейчас "пробиваем", это улучшение первичной помощи. Речь идет о селах. Когда "предшественники" взялись за реформирование в медицине, решили внедрить систему семейных врачей, как за рубежом. Но для этого почему-то нужно было уничтожить ФАПы, врачебные амбулатории. То есть в селе уничтожили ту инфраструктуру, которая была при Советском Союзе и работала. Но так и не ввели новую систему — не успели воспитать семейных врачей. Вышло так, что люди в селах остались без медицинской помощи. И это проблема номер один. Поэтому село вымирает. В нем остаются старшие люди, которые не могут выехать. Молодые бегут в города.
Будем надеяться, что врачи все-таки вернутся в село. Министерство здравоохранения продолжает реформирование.
Ежедневно население Украины уменьшается на 350-450 человек. То есть фактически за сутки исчезает одно село. Что бы вы предложили для поощрения молодых специалистов работать в селах?
— Я предлагал много идей относительно этого. Первая: выпускники медуниверситетов, которые учились по госзаказу, должны два года отработать в селе. Сейчас это упразднено. А мое поколение знало — государство нас научило и два года мы должны отработать в селе. Теперь же молодежь имеет право выбора. Но если в тебя государство вложило деньги, отработай на него хотя бы два года. Некоторые молодые специалисты на предложение поработать в селе говорят, что им таким образом "достоинство ущемляют".
Второй вариант — это повысить заработную плату, чтобы заинтересовать людей. То есть дать врачам в селах больше, чем получают в городе. Обеспечить медиков жильем и хотя бы каким-то транспортом, чтобы имели возможность ездить на вызовы.
Третий вариант — наилучший, но он должен быть долгосрочный. В каждом населенном пункте, особенно в селе, находить местного ребенка, который хорошо учится и мечтает быть врачом. За средства общины оплатить ему обучение. И потом этот врач вернется в село. Это будет реальный семейный врач. Потому что он вырос здесь, знает людей. И если будет иметь знания, будет оказывать реальную помощь. На такую программу нужно минимум 7–10 лет.
Таким образом можно наладить первичное звено помощи, а затем решать другие вопросы.
Как оцениваете нынешнее состояние проведения реформ в здравоохранении?
— Реформы идут очень медленно. И наталкиваются на большое сопротивление. Но главное — нет единства между теми структурами, которые должны делать реформы, — Министерством здравоохранения и профильным комитетом Верховной Рады. Когда будут иметь одинаковое виденье реформ, тогда процесс пойдет скорее. И очень важно определиться, кто длительное время будет возглавлять наше министерство. За 25 лет независимости Украины сменились почти 20 министров здравоохранения. Может ли человек, не проработав даже года, что-либо решить? Нет. Министр должен получить возможность работать длительное время и воплотить свою программу.
С апреля стартовала правительственная программа "Доступные лекарства". Отныне украинцы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой и диабетом ІІ типа могут получать необходимые препараты полностью бесплатно или с небольшой доплатой. Правительство выделило на 2017 год для реализации программы 500 миллионов гривен. Однако больных так никто, в сущности, и не посчитал. Эта программа — это действенный проект или очередной пиар-ход власти?
— Надеюсь, это продуманные шаги и власть повернулась лицом к людям. Тем более, что много стран уже пошли этим путем. Сегодня большинство украинцев не имеют средств на нормальную еду и коммунальные услуги, не только на лекарства. По результатам исследования, проведенного в рамках проекта USAID "(Без) платная медицина", каждый второй пациент в Украине отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки средств. И главная проблема этого — именно высокая стоимость лекарств. Поэтому программа "Доступные лекарства" может стать спасательным кругом для многих украинцев с мизерными зарплатами.
Будут выписывать рецепты, пациент будет идти в специализированную аптеку и получать препараты. Не знаю, насколько это будет удобно, но все-таки это нужно людям. С другой стороны, мы уже 25 лет говорим о реформах, а еще, в сущности, ни одна до конца не реализована. Пусть это будет первым шагом. Посмотрим.
На участие в программе "Доступные лекарства" аптеки вызываются добровольно. Может ли случиться, что в одном городе будет 20 аптек, а в другом — только одна?
— Действительно, первые шаги будут с ошибками. Но даже это уже станет позитивным вариантом для людей, которые не могут себе купить медикаменты. Да и, в любом случае, государство будет возмещать аптекам стоимость препаратов. Все аптеки будут заинтересованы, чтобы поступали средства. Им одинаково, пациент будет платить или государство.
Комментарии