
Проукраинские избиратели постепенно будут отходить от Порошенко
— Ездил домой пообедать, почитать новости, - говорит политолог 37-летний Александр Маслак. Так объясняет 20-минутное опоздание на встречу. Назначил ее в центре Киева в кнайп-клубе "Купидон". - Я здесь часто летом бываю.
Садимся в отдельном зале. Один посетитель работает за ноутбуком и пьет пиво. Стена заставлена книгами, портретами Тараса Шевченко. Маслак заказывает кофе-лате.
Верховная Рада проголосовала за президентское предложение предоставить специальный статус оккупированным территориям Донбасса. Какие в этом есть опасности?
- Это поражение Украины в войне с Россией. И личное поражение Порошенко как политика. Его партия существенно потеряет на внеочередных выборах в Верховную Раду. Проукраинский электорат от Порошенко постепенно будет отходить, пророссийский не будет голосовать за него при любых обстоятельствах.
Адекватно ли действовали президент и руководство парламента? Ведь голосовали депутаты в закрытом режиме, выключили табло.
- Это сомнительно относительно конституционного права. Мы - унитарное государство. А здесь идет речь о конфедерации. Фактически, создается государство в государстве – со своей милицией, судами. Которое будет иметь свои неформальные отношения с Россией.
На трети территории Донбасса будет целый набор проблем. Первое - незаконное обращение оружия. Второе - контрабанда. Нет украинско-российской границы, Киев не контролирует часть Азовского побережья. Там сомнительный статус милиции, судов. Все это будет влиять на остальную Украину.
Как именно?
- Будут распространять оружие, контрабанду, наркотики.
Получим свое Приднестровье?
- Не совсем. Между Приднестровьем и Молдовой есть пограничные посты, регулируемое пересечение границ территорий. А у нас этого не будет.
А на выборах 26 октября будут проталкивать в Верховную Раду пророссийских мажоритарников и будут способствовать прохождению таких прокремлевских сил, как "Оппозиционный блок", коммунисты, партия Тигипко. Опять будем иметь мощную пятую колонну в парламенте. Будет две горячие точки - на Донбассе и в Верховной Раде, где будут блокировать решения, которые будут противоречить интересам Москвы.
Что остановило Путина от полномасштабного вторжения?
- В России было два взгляда, как идти в Украину. Первый отстаивали в генштабе, а также такие ястреба, как Рогозин, Глазьев, Дугин. Это прямое военное вторжение от Донбасса до Приднестровья и уничтожение Украины как государства. Должны были сделать это быстрым ударом.
Второй вариант - поэтапное подчинение Украины: Крым, Донбасс - как определенный якорь, который в геополитическом плане прикрепил бы нас к России. А дальше - через коррупционные схемы, пятую колонну - покорить остальную территорию. Сначала превратить Украину в то, чем она была во времена Януковича, а потом вообще ликвидировать государственность. Это должно было бы случиться лет за 10. Сейчас они двигаются по второму плану. Имеем ситуацию - ни мира, ни войны.
На части Донбасса конфликт будет заморожен?
- Это было бы, если бы мы признали территорию временно оккупированной, провели демаркационную границу по осетинскому или абхазскому образцу. Так сделала Грузия. На Донбассе же конфликт переходит в другую форму. Это будет та же гибридная война, но с меньшим количеством жертв. Возможны террористические акты - например, в Харькове, Одессе.
Как Украине ужиться с "особой территорией"?
- Должны очищать и упорядочить жизнь на своей территории. Для этого надо проводить реформы. Чтобы они были, обществу нужно оказывать давление на власть. Пока этого нет.
При каких условиях можем потерять большие территории?
- Сейчас в самой власти - очень низкий уровень управляемости. В частности, правоохранительной системе. Трудно объяснить начальнику райотдела милиции в Киеве, что он не может делать то же, что разрешено его коллеге в Донецкой области. Почему ему запрещают создать какую-то "Броварскую народную республику"? "ДНР" и "ЛНР" заложили бомбу для южных и восточных областей. Даже на Днепропетровщине, Запорожье, Одесчине ситуация в отдельных районах - нестабильная. Сепаратисты там утихли, но не исчезли. Могут опять активизироваться.
Ситуация с Крымом и Донбассом показала, что государственные структуры исполняют второстепенную роль. Первостепенная - за неформальными соглашениями. Сначала российские и американские эксперты выработали определенные принципы. Тогда в Минске встретились бывший президент Украины, два человека с непонятным статусом, посол России в Киеве и представительница ОБСЕ. На основе этого соглашения неизвестно кого с кем Верховная Рада принимает закон, который противоречит Конституции Украины.
Запад это благословил?
- Запад - разный. Генри Киссинджер (бывший государственный секретарь США. - "ГПУ") начинал с того, что надо договариваться с Советским Союзом, уменьшить гонку вооружений. Фактически он сдал Южный Вьетнам коммунистам. Люди с таким мышлением до сих пор остаются влиятельными в Соединенных Штатах. Говорят: с Кремлем стоит договариваться за счет Украины, потому что она не является большим субъектом мировой политики. А там уже, как будет. Другая часть американской элиты считает, что США должны быть единственным мировым лидером. Что надо действовать агрессивнее. Первая группа политиков и экспертов имеют определяющее влияние на Обаму и пока побеждают. Вторая группа ассоциируется с Республиканской партией, чей кандидат на последних президентских выборах проиграл.
Почему так случилось, что сначала в переговорах участвовали Украина, США, Евросоюз и Россия, а теперь Порошенко остался один на один с Путиным?
- От начала агрессии в Крым надо было расторгать дипломатические отношения с Москвой, закрывать границу, занимать жесткую позицию относительно пророссийских организаций. Однако наша власть все время делала ставку на переговоры, диалог. Такую линию проводили Турчинов и Яценюк, а потом и Порошенко.
Шанс что-то изменить мы уже потеряли?
- Профукали реформирование силового блока - милиции, судов, прокуратуры. Это надо было сделать еще позавчера.
Советник президента Юрий Луценко рассказывает, что в Министерстве внутренних дел опять сидит "кассир", через которого наверх носят деньги.
- Мы проигрываем потому, что не имеем адекватной элиты, достойных людей в верхних эшелонах власти. Когда решим эту проблему, все другие отойдут автоматически.
Где сейчас эта будущая элита?
- До украинской национальной революции под руководством Богдана Хмельницкого в конце 1640-х общество находилось в ужасном состоянии. Казачество - подавлено. Нельзя было говорить о какой-либо украинской элите. Потому что кто-то стал поляком, другие убежали в степи. Но состоялось восстание - и активные люди из казачества вышли на первые роли. К ним присоединялись часть шляхты, духовенства. Так в условиях войны сформировался новый элитный класс. Сейчас есть батальоны добровольцев, волонтерские организации, активисты на местах. Им надо объединяться и приходить к власти. А настоящая новая элита вырастет лет через 10-15.
За реформы отвечает правительство. Какая вероятность, что Яценюк останется на должности премьер-министра после парламентских выборов?
- Возможно, подпишут какой-то универсал национального единства и сформируют большую коалицию из "Оппозиционного блока", партий Тигипко и Порошенко. Это люди из одной системы. Мыслят теми же категориями, имеют одинаковые ценности. Просто одни больше ориентированы на Россию, другие - меньше.
Другой вариант - формирование большинства из депутатов Порошенко и Яценюка. К ним надо будет приобщать мажоритарников. Ситуация с коалицией будет шаткой. Яценюк пойдет на эту комбинацию при условии, что останется премьером.
Кого главой правительства хотел бы видеть Порошенко?
- Может выдвинуть какую-то малоизвестную непубличную фигуру из второго эшелона. Как Гонтареву - на председателя Национального банка. Порошенко руководствуется той же логикой, что и все наши политики - продвигает тех, на кого может положиться. Для Украины это - плохо. Не хватает публичности и прозрачности. Это изменится, когда будет другая элита.
Стажировался в Варшаве
Александр Маслак родился в Киеве. Отец вышел на пенсию в звании подполковника милиции. Мать работала в отделе кадров на заводе.
Окончил философский факультет университета им. Тараса Шевченко. Кандидат наук. С 2002-го преподает философию и политологию. Год стажировался в Варшаве. Занимается также политическим анализом.
Домашняя библиотека насчитывает несколько тысяч книг.
Неженат, детей не имеет.
10 национальных головных уборов из разных стран есть в коллекции Александра Маслака. В частности, из Албании и Монголии.
Комментарии
2