Весь 2024 год линия фронта на Донбассе сравнительно быстро двигается в противоположную границам 1991 года сторону - вглубь страны. В декабре Американский институт изучения войны отметил, что территория Украины, захваченная московитами за этот год составляет 3360 кв.км.
Под контролем оккупантов примерно 99% Луганской области; 66% – Донецкой и 73% – Запорожской и Херсонской. Но и русской армии осуществить, спущенные Кремлем планы не удается ни традиционным мясными штурмами, ни "мясными по-корейски".
Наш Часов Яр, по их замыслу, должен быть взят еще на 9 мая; Покровск – на 1 октября. К концу декабря эти оба города держат Вооруженные Силы Украины.
За 2024 год россияне потеряли более 420 тысяч военных, а это больше, чем за 2022 и 2023 годы вместе.
Козырь для Трампа
В августе война впервые перебрасывается на территорию России. Оккупированными оказываются сотни квадратных километров русской Курской области. До конца года россияне вытеснили ВСУ из почти половины захваченных территорий. И через несколько месяцев мы можем потерять и остальные. Задача для нас стоит удержать Курскую область до инаугурации Дональда Трампа, а задача для россиян – выбить у нас этот козырь.
В декабре в "священную" войну за курские земли вступают, купленные Кремлем в КНДР, корейцы. Но под новогодний тост своему диктатору россияне не смогли выйти ни на админграницы Донбасса, ни освободить собственную территорию.
В 2023 году, в ноябре перед началом зимней кампании тогдашний действующий главком Валерий Залужный констатировал со страниц The Economist: "Война зашла в тупик. Она переходит в позиционную фазу, - чрезвычайно опасную и изнуряющую для Украины. Чтобы вырваться из этой ловушки нужны конкретные вещи: авиация, РЭБ, преимущество в контрбатарейной борьбе, средства разминирования (потому что российские минные заграждения беспрецедентны на важнейших направлениях на расстоянии до 20 километров); способность мобилизовать и обучать больше людей, более эффективное управление войсками".
Переназначение под вопросом
Через три месяца, в феврале 2024 года, президент Владимир Зеленский уволил Валерия Залужного с должности главкома и назначил Александра Сырского. Следом меняют и генералов команды Залужного: начальника Генштаба, командующих Объединенных Сил, Территориальной обороны, Десантно–штурмовых войск, Сухопутных войск ВСУ.
Страна несколько месяцев переваривала попытки обновления командования войска. А уже в июне руководитель штаба "Азова" Богдан Кротевич подал заявление в ДБР, в котором обвинил руководителя Объединенных сил Юрия Содоля в бездарном командовании и масштабных потерях.
ДБР всячески отбивалось от этого дела. Однако прежде, чем началось расследование, Содоля уволили.
Кадровые изменения в ВСУ продолжаются. В ноябре снова сменили командующего Сухопутными войсками, им стал Михаил Драпатый. Новым заместителем главка Александра Сырского стал комбриг 95 бригады Олег Апостол.
Интересно, что военный появился и в команде главы офиса президента Андрея Ермака в качестве нового зама. Им стал командир 93 бригады Павел Палиса.
Новые назначения давали на короткий срок небольшую призрачную надежду на возможность перемен в армейской вертикали и управлении войсками. Однако… все получилось не так, как ожидалось.
Скажем, провалом обернулось также обнадеживающее назначение еще одного легендарного комбрига, бывшего командира 59 мотопехотной бригады Вадима Сухаревского по псевдо "Борсук". В июне "Борсук" был назначен командующим новым Сил беспилотных систем ВСУ. Через полгода стало ясно, что талантливый военный стал жертвой политической войны за влияние, за военный бюджет, за лавры. Его запихали в тыл - в завал интриг и бюрократии.
За неделю до нового года волонтер и транслятор реальных, не украшенных новостей Тарас Чмут заявил, что если проблемы хаоса в управлении войсками не решить, то мы проигрываем.
За кулисами
Проблемы нарастают везде, как снежная лавина. К концу года взрываются еще две скандальные армейские истории.
В сентябре публично пошел в СЗЧ (самовольное оставление воинской части) Сергей Гнездилов, чтобы привлечь внимание к нерешенному вопросу демобилизации. Его обвинили в дезертирстве и заключили под стражу.
По разным оценкам в СЗЧ за три года ушло до 100 тысяч военных. До 1 января следующего года (то есть остались считанные часы) им разрешено вернуться в армию без санкций. Количество тех, кто это сделал, исчисляется лишь несколькими тысячами. Все остальные аспекты мотивации идти служить: деньги, качественное обучение, исполнение вечной мантры руководства государства – главное, сохранить жизнь военных – все еще на словах.
В декабре большой части общества открывается еще один скрытый аспект жизни – быт вооруженных сил. Проблема алкоголизма, которую научились создавать, но не научились решать в подразделениях. Потому что некогда, кому и как. Хотя в общем, научились, но в большей или меньшей степени так, как ее решали в 211 понтонно-мостовой бригаде. Она стала известна широкой публике несколько недель назад. "Украинская правда" опубликовала материал об издевательствах, пытки и вымогание денег командирами бригады у пьющих солдат. Гражданские ужасаются: сажать в клетку и привязывать к батарее, даже пьяницу, это выглядит хуже, чем у россиян. Военные пожимают плечами: прийдите сюда и сделайте что-нибудь с алкоголиком, который за бутылку сдаст врагам все подразделение. Вопрос противоречивый. Из рассказов военных солдат под градусом бездумно бросается на любую цель оккупантов. А не пытается сдать.
Не повезло ли 211 бригаде с водкой, или вся проблема в том, что вместо укладки мостов и понтонов солдаты укладывали командиру дачу - еще нужно разбираться. Командиру Олегу Побережнюку объявили о подозрении, он вышел под залог почти в миллион гривен.
Откровение Маркуса
И еще одним предновогодним скандалом становятся откровения популярного военного еще со времен АТО, недавно главного сержанта 47 бригады "Магуры" - Валерия Маркуса. Он исчез из виду в июле прошлого (2023 года), заявив, что уходит с должности из-за категорического несогласия с решениями о применении и развитии бригады. Через год тишины Валерий Маркус материализовался в образе с сигарой. В восьми видео общим хронометражем в 10 часов он рассказал, почему ушел и почему, по его версии, бригада не стала историей успеха. Лейтмотив десятичасового фильма – как Маркус и его единомышленники пытались создать на основе 47 бригады качественно новое подразделение, которое стало бы примером для реформирования всей армии. Большая часть фильма – это описание того, что помешало создать такое подразделение. Если очень коротко, по словам самого Маркуса, то это: "совок", коррупция, кумовство, пренебрежение к самому солдату, зависть, незрелость и некомпетентность командиров и конкретный кадровый офицер, комбат 47 батальона, а затем заместитель комбрига Иван Шаламага. Эта фамилия повторяется Маркусом столько раз, что становится синонимом олицетворения всех проблем в армии.
Напомним, 47 бригада вступила в бой в июне 2023 года, пытаясь прорвать "линию Суровикина" в направлении Токмака. Из-за минных полей и ордынской арты она понесла тяжелые потери. В конце концов заняла Роботино, сейчас снова оккупированное московитами. Затем в ее маршруте был Донбасс, дальше – Курская область.
Громкое возвращение Маркуса с сигарой, сеансом душевного стриптиза, разоблачением частного конфликта и целых пластов системных проблем во всех вооруженных силах, как всегда, повлекло за собой бурную дискуссию.
Этот фильм о чем? Попытка разоблачить и исправить проблемы в армии? Выговорить ли личные оскорбления и отомстить тем, о ком разбились мечты и планы? Некоторые упрекают Валерия Маркуса в политических амбициях.
Однако и в этой истории, как и у двух предыдущих, и вообще у всех с фронта за эти три года все вместе: и киборги, и бездарные военные менеджеры, и последние, забранные из деревни трактористы; и "совок", и тот, кто хочет в НАТО; с легендарными комбатами; с бесправными, привязанными к батарее неудачниками и с амбициями вплоть до президентских военных; с довольно бестолковым, коррумпированным, неповоротливым бюрократическим политическим тылом; с профильными комитетами, министерствами и "5-6 эффективными" менеджерами; с сотнями волонтеров, которые тянут на себе бремя того, с чем не справляется власть. Но с таким же разноцветным обществом: с пассионариями, диванными экспертами, с теми, кто взял "вовину тысячу", хоть мог бы раздавать сам; кто потратил ее на коммуналку, потому что уже край; кто мог бы в тылу подставить злыдням плечо, но лжет, что все деньги отдает на армию.
Без плана Б
А среди этого всего нашего гражданско-военного хаоса победа Трампа, кажется, была скорее планом "Б" для команды Владимира Зеленского. Которого, похоже, не было.
За два последних месяца из лексикона президента Украины и топ-чиновников окончательно исчезли слова "границы 91 года", как единственно приемлемый для Украины план окончания войны. Саммит мира, на который потратили невероятное количество времени и усилий и который должен повториться снова где-то на днях уже при участии россиян также исчез с повестки дня. И только вопросы журналистов иногда реанимируют эту тему.
Большинство украинцев заморозили надежды и планы в ожидании увидеть уже в январе 2025 года, выполнит ли президент США Дональд Трамп предвыборное обещание быстро закончить эту войну.
Следовательно, плана Б как не было, так и нет, планы победы и устойчивости, похоже, остаются в 2024 только как планы.
Так что если самый влиятельный человек мира не сможет остановить эту войну, если и Трамп – нет, то кто?
Комментарии