- Стойте, где стоите. Я подхвачу вас на такси, - говорит по телефону 54-летняя Надежда Мороз, волонтер из Запорожья. Через 10 мин. забирает меня на такси с местного просп. Победы. 19.00. Надежда только с работы. 8 часов стояла с ящиком в супермаркете "Эпицентр" - собирала деньги для армии.
- У меня своя "витрина" есть, - показывает большой полиэтиленовый мешок. Там есть берцы, флаг, военная форма. Развешивает их в торговом центре, чтобы привлечь внимание. - Деньги на базарах еще собираю. Одна предприниматель говорила: если бы у меня был хоть один такой продавец, была бы уже богатая.
За день иногда 3 тысячи собираю. Из-за волонтерства огород никак не могла засеять. Муж сказал: пожалей рассаду, потому что она на тебя обидится.
Армии помогают даже цыгане с самого криминального района города ДД. Цыганский барон увидел, как мы колядовали в универмаге. Говорит: сегодня выдаю дочь, приезжайте. Праздновали в ресторане за городом. Немного стрёмно было. А потом пошло дело - три тысячи там собрали.
Надежда - бойкая блондинка, надела светлую вышиванку с коротким рукавом поверх камуфляжных брюк.
- Запорожье очень разношерстное, - рассказывает. - Понаехали беженцы - немножко злее людей прибавилось. А на днях получили платежки с новыми тарифами на коммуналку, так совсем расстроились. Говорят: "Все деньги на квартиру пойдут. Где нам взять еще и волонтерам?" Случаются и сепаратисты, которые хотят поспорить. Но я тоже умею быть злой, - улыбается Надежда. - Многие не рискуют спорить, потому что боятся закона о сепаратизме, что я донесу на них в СБУ. Хотя кто поедет в милицию писать на них заявление? Кому это надо?
На центральном просп. Ленина идем в кафе в украинском стиле "Мыслывець". На втором этаже садимся неподалеку шумной компании молодежи.
Надежда переехала в Запорожье в 1986-м. Родилась на Полтавщине на хуторе Коломийцево-Озеро Хорольского района. После учебы в Черновцах ее направили в Запорожье работать учителем народоведения. Вспоминает, дети втайне писали на доске: "Долой хохляцкий язык!"
- Когда 30 лет назад в запорожском автобусе по-украински попросила мужчину закомпостировать талон, послал меня. Сейчас, благодаря Майдану, запорожцы вспомнили, кто они. В прошлом году на Пасху не пустили в город сепаратистов.
В этом доме на первом этаже есть гастроном "Апельмон", - продолжает. - Сепаратисты заварили митинг у нас перед горгосадминистрацией. Так мы в "Апельмоне" накупили яиц, муки, молока и соли. Все это полетело в сепаратистов. Затем погрузили их в автозаки. 10 тысяч вышло. Это было чудо, на которое здесь не надеялись.
А теперь наш город в камуфляже весь. Запорожье - русскоязычное. Но население отличается от дончан. У нас дух казацкий.
Сейчас здесь две трети - это вменяемые люди. 10 процентов - откровенно агрессивные. Остальные - болото - ни вашим, ни нашим.
Надежда изучает меню. Заказывает скумбрию на гриле и овощной салат.
- И еще принесите по сто граммов вина. Но крымское не пью уже принципиально. Давайте нам грузинское полусухое.
Надежда поднимает бокал и предлагает выпить за знакомство. Год является волонтером. Помогает 55-й артиллерийской бригаде.
- Их называют богами войны. Дислоцируются в Запорожье. Сейчас стоят по всему фронту и лупят сепаратистов. Обеспечиваем амуницией, берцами, одеждой. Во время последней поездки полторы тонны везли.
Единственное, чего не люблю, так это выражения "мои ребята". Деление на "ваших" и "наших" среди волонтеров в нашем городе очень популярно. Человек лежит в госпитале. Мне звонят: нет у солдата билета, купи. Конечно, куплю. И не стану спрашивать, мой ли он. Куплю и еды на дорогу.
Недавно подошла женщина. Говорит: у племянника мама парализована, отец умер, а он на фронте. Звоню тому парню. Он мне: "Я снайпер. Вы видели снайпера в тапочках? Так вот я в тапочках стреляю. Нам до сих пор не выдали летнюю обувь. Зимние берцы обувать не могу, грибок съел ноги". Просил летние берцы и два тюбика мази от грибка. И что, я скажу: ты не мой, ищи своего волонтёра?
Мне скидки делают. Немецкую форму из магазинов вынесла всю. По 450 гривен брала.
Зимой возила помощь в Северск (город на севере Донецкой области. - "ГПУ"). Один парень угощал супом гороховым. Рассказывал, что когда наши освободили город - его жители приносили воду. Солдаты ее проверяли на собаках - собаки дохли. Поэтому пили воду из лужи, перед этим кипятили. Из 20 пронесло 19. Один заразился одновременно туберкулезом и гепатитом С, - говорит Надежда.















Комментарии