87-летняя Евгения Кубышкина из села Ковалево Котелевского района Полтавщины в позапрошлый вторник впервые в жизни получила паспорт. Его вручали в сельском доме культуры.
— В торжественной обстановке, — хвастается председатель Ковалевского сельсовета Галина Золотоус. — Приезжали начальники районного и областного паспортного столов. Цветы бабушке надарили. Она подпись в паспорте долго выводила — "Кубышкина". Говорит, только два класса когда-то закончила. Тогда посмотрела на паспорт и спрашивает: "А что это такое? А зачем он мне?" Объяснили, что так и так — это документ, что вы гражданка Украины. Пенсию сможете оформить. А тогда председатель нашего совета ветеранов Анна Паньковна говорит: "Давайте паспорт, поеду пенсию вам оформлять". А она: "Не отдам, это мне дали". Но потом отдала. Перед телекамерами еще "Ой мороз, мороз" завела. В молодости красиво пела.
До сих пор Евгения Дмитриевна жила без документа. Свыше 30 лет не получала пенсию.
— Раньше паспортов в селах не было. Пришла дояркой в колхоз — спасибо ей. Никаких документов никто ни у кого не спрашивал. Вот так и жили, — рассказывает 53-летняя Людмила Погрибняк, дочь Кубышкиной. Живет с матерью. Приглашает в дом.
В коридоре в трех 3-литровых банках стоят хризантемы и белые розы, подаренные в день вручения паспорта. Громко играет приемник. Евгения Дмитриевна в сиреневом платке и новой фиолетовой кофте ведет в зал. Дом небольшой, не газифицированный. Зимой дровами отапливают всего две спальни.
Ни Кубышкина, ни ее дочь не обращались относительно оформления паспорта и пенсии.
— Я работала на ферме, корова была, свинью держали. Хватало, — говорит Людмила. — Как ферму закрыли, жили за счет своего хозяйства. Мои дочери еще помогают.
Голова сельсовета несколько раз добивалась материальной помощи для семьи.
— Они сами никогда ничего не просили, — замечает Галина Золотоус. — Это мы по собственной инициативе. Дважды им субсидию на твердое топливо оформляли. Они люди скромные, домашние, тихенькие. Постоянно работают. Последние годы у них какая-то черная полоса была. Сначала корова в сарае задушилась. Потом была еще одна — молодая, красивая. Сельский табун погнали на люцерну, несколько коров обдуло. Всех спасли, кроме их. Козу держали — ее тоже обдуло. Теперь только кур и уток держат.
Пенсию будете получать 578 рублей 40 копеек
В дом заходит 82-летняя Анна Мяло, председатель местного совета ветеранов. Вернулась из районного отделения Пенсионного фонда. Садится на стул.
— Такая толпа, — переводит дух. — В среду, Люда, поедем вдвоем в район. Код будет готов. Дооформляем документы. Пенсию будете получать 578 рублей 40 копеек.
— Ого, — говорит Евгения Дмитриевна.
— За этот месяц только с 12 октября насчитают, когда паспорт получила. А тогда уже по 578 гривен будет, — продолжает Анна Паньковна.
Она пыталась оформить паспорт для Кубышкиной с 2006 года. Но у той не было никаких документов, даже свидетельства о рождении. Евгения Дмитриевна ничего не помнит. Ее родители умерли в голод 1933-го, она росла в интернате.
Дочка Людмила вспоминает о пожаре. Предполагает, что документы могли сгореть.
— Что у нее не спрашиваем, а она: "Я не помню". Если бы было свидетельство о рождении, в течение месяца оформили бы паспорт, — рассказывает Анна Золотоус. — Дали запрос в места, где родились дети — старший Валера в Краснодарском крае, Люда — в Ворошиловграде (теперь Луганск. — "ГПУ"), младшая Наталья — в Новых Санжарах. В Рунивщине Полтавского района обнаружили трудовую книжку Евгении Дмитриевны. Тогда она вспомнила, что на ферме работала. В родное село вернулись в 1976-ом. В хозяйственной книге нашли подтверждение, что родилась 22 сентября 1922 года.
— Долго с места не двигалось. А здесь узнала в конце лета, что к нам приедет начальник областной милиции, — вспоминает Анна Паньковна. — Целый вечер заявление составляла. На прием первой пришла. Рассказала, как есть. Он пообещал за месяц паспорт сделать. И слово сдержал.
— Знаете, что паспорт в 16 лет выдают? Так вы должны думать, что вам 16, — шутит председатель сельсовета.
— Ага, 16, — соглашается Евгения Дмитриевна.
Комментарии