45-летняя Татьяна Яценко приехала на несколько дней в родной Ужгород. На встречу пришла с мужем, 52-летним французом Жаком и сыном Кришной, 10 лет. Женщина разговаривает по-украински. 12 лет тому назад она выехала в индийский город Ауровилль.
— Мой брат Володя окончил институт в Санкт-Петербурге, он по профессии санскритолог и индолог. В 1980-х поехал в Индию защищать диплом. Там увидел поселение Ауровилль. В нем живут полторы тысячи переселенцев из разных стран. Это последователи учения индийского философа Шри Ауробиндо. Он призывал отказаться от погони за материальными ценностями. Я поехала сначала сама — посмотреть, а потом вернулась за дочкой. Тогда уже была разведена с первым мужем.
Сначала работала в магазинах, в гостинице, кафе. Получала почти 5 тысяч рупий — около 600 гривен. Иногда не хватало на еду. Жила в доме брата. Володя женился на норвежке, она тоже последовательница Шри Ауробиндо. Он преподает санскрит в институте по изучению савитри — так называют эпос Шри Ауробиндо. В Ауровилле лучше всего богатым переселенцам. Простым людям немного тяжелее.
Говорит, что муж Жак имеет бизнес: выпекает и продает круассаны, водит французских туристов на экскурсии. Татьяна сидит дома с сыном. Живут в двухэтажном доме, который им не принадлежит — все здания в Ауровилле находятся в собственности города.
— Каждый ежемесячно выплачивает контрибуцию в общую казну — 750 рупий. Зато медицина и образование бесплатные. Иногда бесплатно выдают одежду. У нас много ланч-кафе. Каждый ежедневно имеет там порцию риса, овощи, фрукты. Мяса мало, зато много папаи, манго, гуавы. Сейчас в Индии сезон манго. Картошку и лук привозят. В стране зарплата высокая — 15–20 тысяч рупий. Индийцы могут безбедно жить на эти деньги.
Иногда бесплатно выдают одежду
Кришна что-то говорит Жаку по-французски. Обращаюсь к мальчику по-украински. Он прижимается к отцу.— Сын все понимает, но говорить стесняется. В Индии у него нет друзей, с которыми говорил бы по-украински. Я ему говорю по-нашему, он мне отвечает по-английски. С отцом говорит по-французски. В Ауровилле для детей — рай. Кришна после школы берет велосипед и едет куда хочет. Но за пределы города не выезжает.
С Жаком Яценко познакомилась, когда работала в магазине в Ауровилле. Мужчина приехал из Парижа с подружкой, расстался с ней. Ему было 24 года. С Татьяной он живет в гражданском браке.
— Назвать сына Кришной решили в честь индусского бога, — объясняет женщина.
— В Индии так заведено. В Ауровилле живут восемь или девять Кришн. В переводе значит "черный" или "темно-синий". Хотя сын у меня как белый помидор.
Спрашиваю у Жака, хотел бы он вернуться во Францию. Мужчина поднимает брови.
— Если бы был какой-то заработок — вернулся бы, но сейчас там нечего делать, — переводит слова мужа Татьяна.
Дочка Ольга живет в Ужгороде. Работает в ателье в центре города, моделирует одежду.
— В Ауровилле дочка вышла замуж за американца, выехала с ним в Соединённые Штаты, но развелась и вернулась домой, — вздыхает Яценко.
Жаки осторожно прикасается к колену жены.
— Простите, мы спешим на встречу, — поднимается Татьяна. — Нужно продать трёхкомнатную квартиру в Ужгороде и сделать внутренний паспорт. До сих пор живу с советским.
1962, 16 декабря — Татьяна Яценко родилась в Ужгороде
1982 — родила дочку Ольгу
1984 — окончила экономический факультет Ужгородского университета. Увлеклась учением индийского философа Шри Ауробиндо
1994 — выехала в Индию, через год познакомилась с французом Жаком
1997 — появился на свет сын Кришна
Комментарии