— С семьей жили в Севастополе. Родом я из Киева. Столичную квартиру родителей продал в 2013-м, после их смерти. Деньги разделил с родственниками. Мне досталось 38 тысяч долларов. Положил их на карточку. В Крыму открыл долларовый депозит, под восемь процентов годовых. А когда началась оккупация, банковские счета заблокировали, — рассказывает 63-летний Юрий Павлович. Фамилию просит не указывать. Его сын с семьей остался на полуострове.
— О переезде в Киев не думал. С женой собирались стареть в Севастополе. Когда начались процессы со стороны России, мне на работе предложили повышение — возглавить морское отделение гидрометеорологического института. До того был преподавателем на кафедре океанологии. Подчиняться должны были Москве. Обещали хорошую зарплату. Но я отказался. Не устраивала тамошняя атмосфера. Большинство людей, которых считал адекватными, прониклись идеями "русского мира". Как с ума сошли. Стало некомфортно.
В июне 2014-го с женой 60-летней Еленой переехали в Киев.
— Первую зиму перенес трудно. Не мог акклиматизироваться. Часто болел, — продолжает. — Около года арендовали однокомнатку. Потом повезло продать в Севастополе двухкомнатную квартиру в недострое. Помещение планировали для сына. За 72 тысячи долларов купили трехкомнатную в Киеве. Сын пока живет в нашей крымской квартире. Но ищет возможность продать ее, чтобы переехать в столицу, — говорит Юрий Павлович. — Рынок недвижимости на полуострове просел. Люди мало покупают. Три года назад нашу трехкомнатку можно было продать за 120 тысяч долларов. Сейчас и 100 не дают.
Два года пытается разблокировать депозит.
— Когда прихожу в Приватбанк и говорю, что хочу забрать деньги, мне каждый раз вежливо отвечают: "Без проблем. Все сделаем". Просят написать заявление, принести копии паспорта, идентификационного кода, справку из миграционной службы, подтверждающую, что живу в Киеве. Электронные копии документов отправляют в центральное отделение банка. Потом перезванивают и так же вежливо говорят, что не могут разблокировать. Мол, у них много денег украли в Крыму.
Пробовал разные варианты. Подавал документы и заявления из разных районов Киева, в разных отделениях банка. И в каждом меня обнадеживали: "Мы вернем вам деньги". И каждый раз отказывали.
Юрий Павлович собирается судиться.
— Все документы и отказы буду подавать в суд. Таким дельцам прощать нельзя, — говорит. — Люди судятся, и мы будем. Хотя это часто и не дает результата. Даже те, кто получил позитивное решение суда, не могут вернуть средства. Потому что исполнительные органы не спешат сообщать руководству банков о выплате. Замкнутый круг.
Комментарии