55 лет вместе живут 72-летняя Ольга Иосифовна и 77-летний Николай Андронович Дырды из села Самгородок Смелянского района на Черкасщине. За жизнь построили несколько домов, вырастили трех дочерей, у них девять внуков и 22 правнука. Ольга Иосифовна была передовой дояркой, а Николай Андронович - механизатором.
Живут Дырды в конце ул. Набережная. Во дворе бегают цыплята. Хозяйка с палкой застилает скамейку. Рядом в картузе садится мужчина. Вспоминает, что в 22 года родители настояли, чтобы женился.
- Я три года гуляла с его другом Леней. С Николаем переписывались, когда служил, по-дружески, - говорит Ольга Иосифовна.
- Но до армии я два вечера ходил к ней, - Николай Андронович кивает на жену, - еще до Лени. После армии гулял с Марусей, подругой Оли. Но она была такая ревнивая. Э, думаю, если ты сейчас мне терзаешь, то из тебя жены не будет.
Впервые Николай Дырда провел будущую жену домой после собрания в клубе.
- Я пошел за Олей и Марусей. На выгоне вижу, обе мнутся. А я таки уперся идти с Олькой. Маруську домой забрал ее брат. В тот вечер спрашиваю: "Оля, ты согласна пойти за меня замуж?" Она ответила, что не знает, боялась, что Леня скажет. А Ленина родня поставила задачу, за любую цену отбить его от Ольки. Потому что у нее нет отца и бедная. На следующий день она сказала мне "да". Сватать к ее матери Приське пошел после работы. До полуночи сеял просо. Прибегаю домой, а дяди Тихона, что должен был идти со мной, еще нет. Я к нему. А он лежит на лежанке кореником, ноги задрал. Тетя оправдывается, я ему сукиному сыну говорила, а он лежит. Взяли поллитра и хлеб. Приходим, а гости дремлют, кто и заснул. Вижу, что все не довольны, но стол накрывают.
За регистрацию в сельском совете заплатил 1,5 руб. и магарыч.
- Паспортов не было тогда. Секретарша по метрике клепнула штампы. Так мы стали Дырдами. На свадьбу дарили кто 50 копеек, кто и налегке пришел. Гуляли неделю,- Смеется Ольга Ды рда.
Жили сначала у Ольги Иосифовны. Выезжали с переселенцами в Николаевскую область. Оттуда вернулись с новорожденной дочерью Марией.
- Вторую дочь Таню я дома родила. До последнего вилами копала картошку. Под вечер чувствую, что не то. Я молча домой. Думаю, хоть помоюсь. Влезла в корыто, а меня судорги схватили. Кричу Николаю пусть быстро бежит за машиной. Пока привезли врача, я родила. Через шесть лет родили Аллу. Имею трех девушек, но муж сына хотел.
Николай Андронович говорит, что с 1956 года живет с третью желудка.
- В 1944-м мне было 10 лет. В нашем классе собрались более 20 гавриков разного возраста. Петр Маркив принес в школу запал. Такой ролик блестящий. Я ту игрушку понес показать брату Петру. Ему 14 было. Мы полезли с ним на печь. Младшую сестру Анну прогнали, чтобы не видела, что делаем. Брат только стукнул об гвоздь на окне, оно как жахнуло. Его расчленило, оторвало руки и внутринности все выкатилась. Бедный помучился полтора часа и кончился. Я полтора месяца провалялся без сознания. В армии, когда розгружал вагоны, лопнул желудок. В госпитале врачи пошли на обед. Операцию делал какой-то ассистент. Так он просто позашивал и все.
Вторую операцию на желудке Николаю Дырде сделали через год. Врачи сказали, что проживет не более 11 лет.
- Оля знала, что я порезанный, - трогает жену за руку. - Так она мне и жена, и мать, и медсестра. Без борща и дня не могу. Водки много не пью, по рюмочке.
За годы совместной жизни Дырды построили четыре дома. Дети с внуками и правнуками живут в окрестных селах.
- Если что нужно делать, динь-динь по телефону и сбегаемся.
Недавно кто-то украл у внука Коли в Каменке (райцентр. - "ГПУ") птицу. Даже и наседку с пасхальными яйцами. Баба сразу бросила клич. Группой нагрузили полную машину гусей, кур, наседку, картофель, закруток и увезли. Все с нами советуются. К деду по своим делам, а ко мне - по моим, - говорит Ольга Иосифовна.
среда, 15 июня 2011
05:00
У Ольга и Николая Дырды 22 правнука
×
Комментарии