"Теперь я не революционер, — улыбается 40-летний киевлянин Олег Бойко. — Я дворник и депутат райсовета". Мужчина отсидел 3 года и 9 месяцев за участие в акции "Украина без Кучмы".
Олег Бойко одет в вышиванку, кожаный жилет, брюки в полоску. На левой руке — золотой браслет. Перебинтованной правой держит черную папку.
— Вот, указ N21. Виктор Ющенко наградил меня орденом "За мужество" ІІІ степени. За заслуги в государственном строительстве, — достает из папки бумажку. — Сначала представляли на Героя Украины. Подал и район, и ЖЭК, в котором я работаю. Но, учитывая, что утверждали документы в администрации мэра Черновецкого, думаю, эти люди подменили папочку.
Орденом, объясняет Олег, оценено его участие в акции "Украина без Кучмы". Направленная против тогдашнего президента Леонида Кучмы, она началась в 2000-м. 19 ее участников осудили.
— Организаторов было много, а сели только мы, — говорит Бойко.
Говорит, что у него два ордена "За мужество".
— Первым меня наградили в 2004-м, в ЧК, — объясняет. — Ну, в "Червоній калині". Это отряд, который защищал оранжевую революцию. В него входило 500 человек, готовых отдать жизнь за Ющенко, Юлию Владимировну и Иуду Мороза. Преимущественно силовики-э сбэ ушники, грушники, э мвэ дэ шники. Я там был заместителем начальника штаба.
По словам Олега, отряд обеспечивал порядок на Майдане.
— Ходили на де журства по городу. Много за Партию регионов приезжало людей с ножами, из ме ст не столь отдале нны х, где и я побывал, — улыбается в усы. — Мы отбирали ножи, по шеям, бывало, косты ляли. На милицию не надеялись.
— Самому не доставалось?
Когда зачитывали приговор, я облился маслом и поджег себя
— Я свое получил, когда после "Украины без Кучмы" выбивали показания на высших чиновников. А теперь выходит, тот, кто выбивал, — зампред СБУ! — взрывается Бойко. — Показания на нынешнего председателя Верховного суда требовали, Василия Онопенко, тогда оппозиционера.
Рассказывает о начале арестов оппозиции. Они начались 9 марта 2000-го, в день рождения Тараса Шевченко.
— Я 13 марта зашел к товарищу на вареники. А по телевизору показывают, что уже всех вяжут. Поехал в штаб социалистов. Юрия Луценко, который обещал спрятать меня в Крыму, не было. Винский говорит: "Олег, иди домой. Через три дня будешь Героем Украины". Я пошел. Пешком, потому что у меня две гривни в кармане было, — уточняет.
Дома Олега Бойка ждали сотрудники СБУ. Судебные заседания, говорит, продолжались почти полтора года. Все это время находился в следственном изоляторе СБУ и Лукьянивском СИ ЗО.
— Жена с сыном две недели жили на вокзале, потому что стыдно было сказать на заводе, что я сижу. Потом поселилась у друзей. А потом СБУ поняло, что перегнуло палку, нажало на директора "Агромаша", где я работал. Выделили 11 кв. м в трехкомнатной квартире, где жил и умер какой-то туберкулезный дед.
Приговор арестованным по делу 9 марта объявили в 2002-м.
— Когда зачитывали, я взял масло, облился и обложился газетами. Нам в камерах позволяли готовить есть, масло было, — объясняет. — Олег Бурячек, Унсовец, двери в клетке держал, чтобы "Беркут" не вломился. А я себя поджег. Жена была в зале судебных заседаний. Потеряла сознание, — вспоминает.
Ему на помощь бросился нардеп Михаил Волынец.
— Тушить, а они думали, что освобождать, — отмечает. — Два ребра ему сломали. Руслан Зайченко, еще один подсудимый, быстро накинул на меня ф уфайку. Раньше он работал в пожарниках.
Олега приговорили к 3 годам заключения, "за массовые беспорядки". Отправили в полтавскую колонию.
— Приехал на зону в вышиванке. Заставили снять. На День Независимости вывесил флаг. Так замполит подошел и сказал: перенесите в красный уголок.
Олег замечает, что заключенные относились к нему неплохо.
— Мне же вме нили 71 пострадавшего беркуто вца! — улыбается. — В тюрьме еще хотели прибавить 8 лет за "хлебный бунт". Людям передают сало из дому, а хлеб в столовой взять не разрешают. И сало в столовую брать тоже.
Олег собрал 500 подписей под обращением к начальнику лагеря. Говорит, за это попал в карцер.
За время заключения Бойко потерял работу в отделе снабжения на "Агромаше".
— Пришлось брать кирку в руки и кормить семью. Работал на стройке.
В 2006-м его избрали депутатом Днепровского райсовета от БЮТа. До сих пор, как и другие осужденные "Украины без Кучмы", не реабилитирован. Живет с семьей в общежитии бывшего "Газводоканала". Работает мастером участка ЖЭКа N408 на Воскресенке.
— Руковожу девушками-дворниками. Смотрю, с кем сцепиться за правду. С ЖЭКом грызусь, потому что дурят. Говорят, дворники получают по 3–5 тысяч. Вранье. У меня штат укомплектован наполовину.
— Президентский орден куда дел?
— Лежит в шкафу. Пусть будет память для сына. Когда на сессии буду делать громкое заявление — надену.
На конец спрашиваю о травмированной руке.
— Да сунул, куда не нужно нормальным людям, — смеется. — Так вот 380 и ударило. Не хватало мне денег, что работаю мастером, так решил еще и электриком.
1967, 6 февраля — Олег Бойко родился в с. Юркивка Звенигородского р-на Черкасской области
1985 — окончил Чигиринский се льх оз техни кум, по специальности бухгалтер
1985–1987 — служил на Забайкалье, старшина танковой роты; женился на бухгалтере Оксане; вступил в УНА-УНСО
1993 — окончил с отличием сельхозакадемию в Киеве; родился сын Богдан
2000 — участие в акции "Украина без Кучмы"
2003, декабрь — вышел из Полтавской колонии N64
2004 — организовал Союз политзаключенных
2006 — избран депутатом Днепровского райсовета в Киеве
2007 — награжден орденом "За мужество" ІІІ степени
Комментарии
1