![](https://static.gazeta.ua/img2/cache/gallery/871/871641_1_w_300.jpg?v=0)
— В день рождения дарят в основном сувениры и картины. Приносят много цветов. Их раздаю сотрудницам, — говорит президент Национальной академии наук Украины Борис ПАТОН. 27 ноября ему исполняется 100 лет.
С Борисом Евгеньевичем встречаемся в Институте электросварки Национальной академии наук. Он носит имя отца юбиляра — Евгения Патона. На столе среди папок и книг стоит статуэтка Владимира Великого. Подоконник заставлен моделями летательных аппаратов, компасами и часами.
— Люблю праздновать именины в семейном кругу. Живу с внучкой Ольгой и ее мужем Кириллом. Они — юристы. Имею и правнучку. В феврале Ане исполнится 3 года, - говорит Борис Патон.
Его жена Ольга Борисовна работала инженером в Институте механики. Умерла в 2013‑ом. Общая дочь Евгения заведовала лабораторией в Институте клеточной биологии и генетической инженерии. Ее не стало в 2009 году.
Борис Патон родился в Киеве. Мать Наталья Викторовна занималась домашним хозяйством. Отец академик Евгений Оскарович был ученым в области электросварки и мостостроения. По его проекту возвели первый в мире цельносварной мост.
— В 1920 году в Киев пришли польские войска, — рассказывает Борис Евгеньевич. — Когда отступали, взорвали Николаевский цепной мост — первый капитальный мост через Днепр. Отец из-за этого расстроился. Как-то зашел в комнату и увидел, как мы со старшим на год братом Владимиром мастерили мост из кубиков, и успокоился. В 1953-м по его проекту ввели в эксплуатацию новый мост на месте разрушенного.
Детство Борис Патон провел на территории Киевского политехнического института. Его семья жила здесь в доме профессорско-преподавательского состава.
— В школе учился хорошо, потому что отец за этим следил, — продолжает Борис Евгеньевич. — Но в 16 лет влюбился в одну девушку, даже не мог из-за этого учиться. Получил несколько двоек. Классный руководитель сказал: "Если так и дальше будет продолжаться, пойду к отцу". Я взял себя в руки. Хорошо окончил школу и поступил в Киевский политехнический институт.
Диплом получал 21 июня 1941 года — в день начала войны с фашистами. Над городом кружили вражеские самолеты. Пока мы с однокурсниками добрались до площади Победы, начался воздушный налет. От бомб скрылись в подъезде. Тогда почувствовал, что стал взрослым мужчиной.
Борис Патон работал инженером на заводе в Горьком (сегодня Нижний Новгород, Россия. — ГПУ), научным сотрудником и директором Института электросварки им. Евгения Патона. В 1962-м возглавил Академию наук УССР. Написал более тысячи научных статей, имеет более 400 изобретений.
— В 1982 году на улице Богдана Хмельницкого в Киеве мне поставили бронзовый бюст, — добавляет Борис Евгеньевич. — Я говорил, что мне это не нужно. Не хотел быть единственным, кому при жизни поставили памятник. Но Леонид Брежнев настоял. На открытие я не приехал. И сейчас, когда вижу монумент, становится неудобно, что до сих пор жив.
"Вечером только пью чай"
— Из еды больше всего нравится борщ и черный хлеб, — рассказывает президент Национальной академии наук Украины Борис Патон. — Ем овощи и фруктовые салаты. Употребляю и мясо. Питаюсь дважды в день — утром и в обед. Вечером только пью чай. При росте 172 сантиметра вешу 65 килограммов. Стараюсь побольше ходить.
До 75 лет занимался водными лыжами. В середине 1990-х в воде наткнулся на бревно. Сломал тазобедренный сустав. После операции передвигался на костылях. На следующий день после выписки из больницы поехал в бассейн. Любил плавать и играть в теннис. Но в последнее время у меня новое хобби - шашки. Летом езжу на дачу в Кончу-Заспу. Ко мне сходятся друзья, которые тоже любят эту игру.
Комментарии