"Большинство рабочих отправили домой на Новый год и Рождество. Здесь нас осталось десять. На Новый год устроили себе корпоратив — поставили елку, накрыли столы. Рождество тоже будем праздновать. Ваши традиции уже хорошо выучили", — улыбается 30-летний Емре Караахметоглу, генеральный координатор турецкой фирмы "Онур". Разговаривает по-русски.
"Онур" на Львовщине четыре года строит и ремонтирует дороги. На фирме работают 200 человек, 50 из них турки. Имеют работу с марта до ноября. Зимой отдыхают, делают ремонт на базе. Раньше турецкие поселения были в селе Ожидов Бусского района, в прошлом году их перенесли во Львов. Четыре белых одноэтажных металлопластиковых дома с синими крышами возвели в промышленной части микрорайона Рясне-2, в 2 км от жилых многоэтажек.
Во вторник в 9.00 турецкие работники в накидках с надписью "Онур" отгребают снег, носят камни и засыпают ими тропинку. Дуют в посиневшие от холода ладони.
- Никогда на месте не сидят. Как те пчелки, с утра до вечера работают, - кивает охранник в военном бушлате.
Караахметоглу ведет к своему кабинету в офисном доме. В коридоре много вазонов.
- Украина недалеко от Турции, поэтому нам легко найти общий язык, - рассказывает. - 15 наших рабочих женились на украинках. Мы работаем на дорогах возле сел. Там красивые девушки ходят, наши ребята на них заглядываются, знакомятся, влюбляются. Только в Ожидове трое наших работников пошли в зятья. Кое-кто с женой едет в Турцию жить. Свадьбы гуляли по украинским традициям: в церкви брали брак, потом гляли в ресторане. Здесь так интересно, устраивают разные игры. У нас такого нет. Вообще украинцы любят праздновать. Отмечают каждое имя. Празднуют день Оксаны, Олега. У нас не так. И мы уже привыкли.
Во время обеда турецкий инженер Мурат Дал, 32 года, с украинцем Романом Мудрым в комнате отдыха играют в бильярд. Мурат поселился в райцентре Жолква.
- Украина для меня вторая родина. Я здесь нашел жену, - говорит на суржике. - Она работает в бухгалтерии. Три года тому назад на Пасху познакомился с ее родителями. Хорошие люди. В нашей семье традиция - последнее слово должно быть за мной. Я так привык.
В 12.00 все работники идут на кухню. Там пахнет мясом и томатом. За столами вместе сидят рабочие и руководство. Перед каждым стоит большое металлическое блюдо с несколькими отделениями. Повар Ирина Кузан насыпает туда разные блюда - мясные тефтели в томате, макароны, рис, йогурт и соус. Сбоку лежат яблоки. Емре приглашает пообедать. В блюдах много приправ. Кривлюсь от острого маринованного перца.
- Так он еще нежный, - улыбается Караахметоглу. - Ваша кухня отличается от нашей. Хоть я уже обожаю борщ, голубцы и вареники.
- Труднее всего было научиться варить их плов, - рассказывает Ирина. - Надо рис обжарить, залить водой, мясо варить отдельно. Они готовят разные виды плова: с вермишелью, горохом. Он каждый день должен быть на столе, как у нас картошка. Намучилась, пока научилась готовить турецкий йогурт. Его надо делать из натурального домашнего молока. Продукты закупаю на львовских базарах. А специи привозят из Турции. На Рождество приготовлю им то, что всегда. Пампушки, кутью они не едят.
45-летний Кадет Ташир в потертой черной шапке быстро доедает обод. В руку берет зеленое яблоко.
- Здесь нас хорошо кормят, - говорит. - Утром дают такое, что и дома не ел - маслины, халву, брынзу или голландский сыр, масло. Фрукты и чай берем, когда хочется. За домом скучаю, но здесь платят больше. В Турции за такую работу получал тысячу долларов, здесь тысячу 200 имею. Раньше работал в России, но россияне хамят. Украинцы лучшие.
На улице работники заводят экскаватор. Выезжают за пределы фирмы.
— Все думают, что у нас добрая техника, так как везем ее из Турции. Мы ни одной машины не привезли, все покупаем на Украине, — говорит 31-летний Туфа Ибас, который на фирме руководит львовским проектом ремонта дорог.
— Я старый работник дорожной системы. НО только теперь стал настоящим дорожником, — прибавляет технический консультант Богдан Пидгайный, 67 лет. – До сих пор никогда не работал с такими специалистами. Они дисциплинированные. Им даешь распоряжение и можешь ехать на другой объект. За определенное время будет ожидаемый результат. Над украинцами надо стоять. Много перекуров, некоторые еще и в рюмку не против заглянуть.
Когда начинает смеркаться, работники заходят в свои помещения. Каждый живет отдельно. Имеет свою спальню, комнату для гостей, душевую и туалет. В помещениях убрано, тепло.
- Каждый может себе пригласить гостей, родственников. Бывает, что девушки к нашим ребятам приходят, ночуют, - смеется Туфа. - Ко мне в гости приезжали родители. Мама с отцом живут на берегу Черного моря. Они работали на государственных роботах с финансами. Получают большие пенсии, у них только начинается жизнь. Занимаются чем хотят, много путешествуют. Сказали, что во Львове красивые люди, особенно девушки.
Комментарии
3