24 августа Украина отмечала 32-ю годовщину Независимости. Это второй праздник подряд, отмечаемый нашим государством в условиях полномасштабной российской агрессии.
В этом году в городах не организовывали громкие празднования. Однако традиционно больше всего торжественных мероприятий прошло в Киеве – на Софийской площади. А по ул. Крещатик в столице по аналогии с предыдущим годом устроили выставку сожженной российской техники. Посмотреть на уничтоженные танки, бронетранспортеры, обломки ракет пришли сотни людей.
Корреспондентка Gazeta.ua поговорила с украинцами о том, что для них означает День Независимости на втором году полномасштабной войны. А также поинтересовалась мнением людей: когда на их взгляд завершится война и готовы ли они при первой необходимости присоединиться к ВСУ и защищать Украину.
УСТАЛЫЙ НАРОД
Праздничный Киев в День Независимости удивляет даже метрополитеном. Редко можно увидеть свободные места в вагоне в утренние часы рабочего дня. Да и почти все пассажиры выходят на станции Крещатик.
В центре города только начинает собираться толпа. Главную улицу перекрыли правоохранители вплоть до Майдана Незалежности. На проезжей части вместо гражданских автомобилей продолжается "парад" уничтоженной российской техники.
Здесь замерли кучи ржавого железа, выкрученные от огня и украинских снарядов. Гаубицы, бронированные машины, танки, военные грузовики поставили в две полосы в шахматном порядке.
– Вы только посмотрите на людей, – подходит статный пожилой мужчина. – На их лицах депрессия. Народ такой уставший, а это мы только подходим к зиме.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Звук, вспышка, взрыв - и я лежу" - как живут в городе, который мечтает захватить РФ
Максим Георгиевич просит сфотографировать возле техники – стоит в белом поло и серых широких брюках. 17 лет работал военным летчиком, но по возрасту не берут на фронт, признается мужчина.
– Это большой праздник, но сегодня он отходит на второй план, – говорит Максим. – Потому что непонятно, будем ли мы его потом праздновать или будем отмечать в новый день. Украина шла к этому не одно столетие, но это не народный праздник. Думаю, что новый День Независимости будем отмечать, когда одержим победу. Если выстоим в этой войне и от нас не отвернется Европа с Америкой, потому что если у них закончится возможность снабжать нас оружием, то я не думаю, что Украина сможет выстоять перед таким коварным злым врагом как Россия. Наше государство всегда России было как кость в горле и лакомый кусочек.
Ни один танк бы не прошел и километра от границы
Праздновать мужчина не планирует, потому что во время войны считает это неуместным. Когда проходил мимо аллеи с флажками, символизирующими погибших воинов, мурашки пробежали по коже, говорит и трет руку.
– Сколько человек погибло, а сколько разъехалось, – продолжает Максим. – Еще неизвестно, какой выйдет Украина после этой войны и что будет дальше. Здесь была когда-то самая мощная группировка в Советском Союзе – самолетов штурмовой авиации, истребительно-бомбардировочных. Сейчас их нет, все отошли на второй план – что распродали, что уничтожили. Посчитали, что Украине это оружие не нужно, а сейчас его катастрофически не хватает. А летчиков в Украине нашлось бы в избытке на эти самолеты – я бы тоже сел за управление 117-го. Но их нет! Остался единственный самолет – и тот в Запорожье. В Овруче стоял когда-то полк, вот представьте себе, чтобы он был 24 февраля – ни один танк бы не прошел и километра от границы. А его сократили в 1993 году.
ПЛАТА ЗА ПОБЕДУ
Война в Украине, по мнению Максима Георгиевича, началась в том числе и потому, что государство подписало Будапештский меморандум. Для нас это был приговор, вспоминает мужчина.
– Этой бумажечкой нам помахали и на ее фоне уничтожили наши Вооруженные силы. И Америка приняла непосредственное участие в этом – забрали стратегическое оружие, ракеты. Самолеты забрала Россия. РФ забрала ТУ-22М, а сейчас те же самолеты по нам пускают ракеты, представляете?, – возмущается киевлянин и размахивает широко руками. А теперь представьте, сколько мы потратим денег, чтобы восстановить Вооруженные силы, а еще – отстроить Украину. Мы вышли из СССР с третьей армией в мире. Но Кравчук решил, что нам не нужно ядерное оружие, стратегические бомбардировщики. А сосед нам гладко стелил – а твердо спать.
Мужчина всматривается в глубь улицы и осматривает танки. Его лицо выдает озабоченность и злобу.
– Вот стоят их "три дня", – говорит о разбитой технике. – Они же в этих танках парадную форму с собой везли. Не воевать сюда ехали, а на парад. Как это все может быстро закончиться, когда у России есть в своем арсенале несметное количество вооружения? Старое еще со Второй мировой войны. А какая разница, с какого танка прилетит в окоп – нет разницы. Европа и Америка это прекрасно понимают – дали и снова оттягивают. Чтобы дух не упал, но нас немного за дурачков держать. Но сколько поколений будет расплачиваться за эту войну.
Большинство чиновников зарабатывают на войне, убежден Максим. После победы, все они будут миллионерами, говорит.
– Крадут даже на гуманитарке и донатах – меня это раздирает пополам. Никакого приговора еще не слышал. А если бы осудили, казнили – урок был бы всем. Украина воюет два года, а у нас нет ни одного патронного завода. Там лежат ракеты – 50% комплектующих изготовлены в Европе в марте этого года. Это, как называется.
ВСЕ БУДУТ НА ФРОНТЕ
Между техникой медленно струятся потоки людей. Одетые в вышиванки и платья, на плечах носят украинские флаги. Большинство пришли с детьми, которые как никто с интересом смотрят на огромные сожженные автомобили – заглядывают внутрь, соприкасаются со страхом.
На рыжую гусеницу танка опирается женщина в белой рубашке с вышивкой. Фотографируется и берется делать кадры подруге. 26-летняя Дарья Горда работает журналисткой, пришла перед работой на выставку.
– Россияне же хотели быть на Крещатике, – шутит о вражеской технике женщина.
Дарья родилась в Новой Каховке. Ее родители находятся в оккупации, но продолжают сражаться. Сегодня также будут праздновать День Независимости, но скрыто, как и большинство украинцев на оккупированных территориях.
– Боюсь, что после победы Украина будет страной вдов, людей с инвалидностью, детей без родителей и возвращенных из депортации, – признается Горда. – Боюсь, что Украина долгое время будет жить с болью, но мы сделаем все, чтобы реанимировать их, преодолеть эту боль и подняться на ноги. После победы будут страшные дни, но об этом еще рано говорить. Хочется сейчас сконцентрироваться на нынешних проблемах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как украинок учат отслеживать и помогать уничтожать оккупантов: фото и видео
Дыхание летнего утра подняло вонь горелого масла и топлива. В воздухе стоит запах пепла и сожженного железа.
– Все рано или поздно будут на фронте, – говорит Дарья.
– Но хотелось бы, чтобы этого не произошло, – добавляет подруга женщины 24-летняя Ольга Кабура.
Будем идти до последнего
– Большая территория нашей земли до сих пор под оккупацией, и очень медленно продвигаемся, – продолжает Горда. – С точки зрения безопасности – это правильно. Даже мои родители говорят, потому что слышат, как наши продвигаются. Но все постепенно, поэтому они закупили дрова, запаслись водой, потому что ее нет из-за подрыва Каховской ГЭС. Понимают, что победа – вопрос не этого года и не следующего. Все зависит еще от того, дадут ли нам оружие. Но конечно не хочется, чтобы дети переживали за своих родителей, ждали их с трясущимися руками.
Украина не должна уступать свои территории ради мира, уверена Дарья.
– Мы уже пошли ва банк, и Россия тоже. Будем идти до последнего, освободим свои границы, Крым, все регионы, – рассуждает Дарья. – Если мы уступим, то они начнут двигаться дальше. У россиян большие аппетиты. Но уже не нужно жить ожиданиями о "две-три недели".
Сейчас женщины мечтают о том, чтобы Украина победила врага. День Независимости будут отмечать с подругами за бокалом игристого.
– Очень хочется, чтобы в стране развивали маленькие городки и села, – говорит напоследок Ольга Кабура и поправляет короткие каштановые волосы. Носит брекеты с розовыми резинками. – Очень не нравится, когда молодежь переезжает из малых сел в Киев, остаются работать и не возвращаются. Когда приезжаешь в свой город, видишь только детей или взрослых. В маленьких городах размеренная жизнь. Хочу, чтобы вся Украина была так развита, как Киев, Львов, Харьков.
КРАСНАЯ ЗОНА
Людей на улице стало больше, но совсем не слышно городского шума. В руках держат рожки мороженого, кофе со льдом и газированные напитки. Больше всего собираются у флажков на лужайке под стелой. Кто-то фотографирует это сакральное место, а некоторые – втыкают новые флаги в землю.
На бордюре в вышитых яркими нитями вышиванках сидят мать и дочь. Женщина вытирает слезы на загорелых щеках.
– Для нас этот день особенный. Мы из Севастополя, – говорит едва слышно Светлана Левон. Рядом стоит ее дочь – юная поэтесса Ангелина. – Мы первыми почувствовали войну. Утратили свою поддержку 12 июня 2014 года. У нас сегодня слезы и удовлетворенность, наш дом в красной зоне. Я еще после расстрелов Небесной сотни обращалась к севастопольцам и говорила: "Что вы делаете? Это же война! Подставляете ваших детей и внуков на войну?"
Россияне убили мужа Светланы Левон. Он был в военном коллективе певцом, его могила находится в Крыму.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Уничтожение" Соловьева, шансон и изменения в отношении к РФ: как люди выживают в прифронтовом Славянске
– Боимся потерять еще больше сейчас, – признается женщина. – Мы знаем, что крымчане ведут войну, поэтому верим, и спасибо крымским татарам, а также украинским защитникам, разведке, президенту. Не надо быстро – нужно мирно, чтобы не было жертв. Я с дочерью работаю на художественном фронте. Возможно, это как-то поможет повлиять на сознание людей в Крыму. Там наши родные, знакомые, и то, что они меняют свое видение – это заметно.
Светлана работала в Севастополе учительницей украинского языка. Ее ученики занимали призовые места в национальных конкурсах. В настоящее время женщина занимается образованием дочери и общественной деятельностью.
– Не только этот день для нас особенный – а каждый. Потому что каждый день украинцы борются за свободу, – говорит Светлана и поздравляет с праздником.
У техники фотографируются дети и взрослые. Вчитываются в названия машин и проходят дальше. Выставка продлится до 28 августа.
Комментарии
1