
- Еще месяц назад ничего не предвещало беды, хотя ситуация с системой "Платон" не новая. Ее придумали еще в 2011 году, - рассказывает в интервью Gazeta.ua Сергей Гуляев, координатор акции российских дальнобойщиков. Они протестуют против увеличения платы за проезд до 3,09 рублей за км федеральными трассами грузовых автомобилей массой более 12 тонн. Система заработала с 15 ноября. - Но ввели ее в работу именно сейчас, заставили всех покупать приборы, регистрироваться, платить деньги. Народ начал протестовать, потому что для них это дорого.
Из-за кризиса с санкциями, падения рубля, различных эмбарго, люди стали меньше покупать. Поэтому дальнобойщики стали меньше возить, рынок грузовых перевозок свернулся. Заказов стало меньше, почти все работали на пределе рентабельности. А тут еще придется платить за проезд и дорожный налог. Люди посчитали, что это уже ниже рентабельности, они выходят в минус.
Насколько эта система является дорогой?
- Вот вам арифметика на примере рейса Петербург-Москва. Он стоит примерно 38-40 тысяч рублей. Из них расходы: топливо — 18 тысяч, платные участки дорог - 2,4 тысячи, стоянки, отель, питание — еще 2 тысячи. Замена масла, фильтров - почти 4 тысячи на рейс. Соцстрах, налог на деятельность - еще 1,3-1,5 тысячи. Еще полторы тысячи из годового транспортного налога, страховки.
Всего на рейс у дальнобойщика 29 тысяч расходов. Это если не учитывать амортизацию, замену колеса за 20 тысяч, мелкие ремонты и непредвиденные расходы в виде поборов разных контролирующих органов.
Чистыми за рейс дальнобойщик зарабатывает 9-11 тысяч или 36-44 в месяц. Это если он сам за рулем и на своей машине. Если платить наемному водителю - самому хозяину уже ничего не останется.
Теперь умножаем 8 тысяч километров пробега на этот новый налог в 3,09 рублей за километр и получаем 24 тысячи 720 рублей. Их надо отдать из своей зарплаты каким-то кровососам. Больше половины! И кто тогда будет работать за 12-19 тысяч?
Сети супермаркетов, типа "магнитов", "перекрестков", которые имеют свои транспортные парки, уже заложили расходы на покупку "Платона" в цену своих товаров.
Перед тем как принять эту систему, власть советовалась с людьми нужно ли это им? Или приняли и поставили перед фактом?
- В России никто ни с кем не советуется, здесь нет общественных слушаний. В 2011 году, когда принимали этот закон, решили, что дальнобойщики это такие люди, с которых легко что-то получить. Мол, они же не плохо зарабатывают, не обеднеют, если заплатят по 3 рубля за строительство дорог. Но на самом деле дальнобойщики очень уязвимы и беззащитны перед законом. Мало того, что повышенная опасность, есть еще много технических регламентов и требований к грузовику: чтобы не старше определенного возраста, чтобы не было перегрузки. А люди же пытаются взять побольше, когда едут, чтобы дорожим рейс был.
Вообще, эта система "Платон" - чисто коррупционная схема. Когда ее планировали - об экономике никто и не думал. Ее придумал сын друга президента - Игорь Ротенберг (компания Игоря Ротенберга "РТ-Инвест Транспортные системы" является разработчиком и оператором системы "Платон". - Gazeta.ua). Схема должна приносить 10 миллиардов долларов в год. Это доход небольших нефтяных компаний. И то им нужно проводить разведку, бурение, логистику выстраивать на далеком Севере. А здесь придумали кормушку и те же 10 миллиардов долларов будут получать в год.
Разве протест дальнобойщиков может быть серьезным? Россияне довольно пассивны в плане протестов.
- Соглашусь, что россиян в "жирные" годы немного разбаловали, все расслабились и даже оппозиция не прикладывала никаких усилий. Тоже пассивно себя вела.
В этом протесте пока только экономические требования большой и сильной группы людей. Я сейчас не говорю об их политической грамотности. У них есть свой автомобиль, который они сами обслуживают. Дальнобойщик сам себе и бухгалтер, и слесарь, и логист. То есть организовал бизнес, зарабатывает деньги, а когда не сможет сам ездить, то наймет водителей и они будут ему зарабатывать. И вдруг что-то пошло не так.
Думаете дальнобойщики будут стоять до конца?
- Надеюсь, потому что нет другого выхода. Или эту плату отменят, а если нет, то пусть понижают. Тогда еще есть смысл заниматься своей деятельностью. Даже если продавать свои машины, то кому? Рынок переполнен, смогут продать только на запчасти или на металлолом. Или третий вариант - стоять до конца и достичь своего.
Всю эту ситуацию ребята связывают не только с Ротенбергом, но и с Путиным. Сами признаются, что еще вчера носили футболку с Путиным, а сегодня он с них последнюю рубашку снимает. Мол, зачем такой президент, который отстаивает интересы олигархов, а не 2 миллионов дальнобойщиков.
Этот протест можно развернуть на всю систему. Заставить общество посмотреть внимательно на ситуацию через призму "Ротенберг". Мы столкнулись с вопиющей коррупцией, которая обогащает одну семью и обедняет не только два миллиона дальнобойщиков. Если не сломать эту систему, то платить подобным "ротенбергам" будет вся страна. Потому, что перевозки, транспортная логистика есть во всех товарах. Если поднимают цену за дороги, то понятно, что завтра хлеб будет стоить не 20, а 25 рублей. И так далее на все продукты.
Люди собираются ехать на протест в Москву?
- Сейчас съезжаются из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Дагестана, Белгорода. Колоннами ехать не можем, только одиночными автомобилями по 3-5 авто. Просим не вступать в спор с ГАИ, милицией, не рассказывать куда едут, не ругать Ротенберга. Поэтому люди придумывают различные легенды, кто и куда едет. Все собираемся в местах, где и должны собраться.
Настроение хорошее, потому что у людей появилась надежда. Если победим, то победят все. А возможно удастся сбросить "упыря", который загнал Россию во всю эту историю. Но будем решать задачи по мере поступления, сначала локальные.
Если эти люди будут стоять до конца, они покажут пример другим, например нефтяникам, которые мерзнут в Заполярье, а деньги получает Сечин. Может, люди поймут, что их вдвое ограбили, доллар вдвое вырос и потребительская корзина тоже вдвое снизился. Наши сбережения тоже обесценились в два раза. И если дальнобойщикам удастся отстоять свое, другие люди на их примере поймут, что своих прав путем протестов можно добиваться. Может, тогда что-то начнет сдвигаться. Хотя понимаю, что 86% россиян, обмануты нашим телевидением, будут умирать от голода со словами о Путине.
То есть холодильник в России телевизор еще не победил?
- Еще нет. Есть примеры Ленинграда, где люди ели своих детей, но прославляли вождя. Предел терпения у нашего народа велик. В 20-ом веке лучших людей уничтожали, убивали всех, кто что-то мог сделать. Это негативная селекция в течение века внесла серьезные психологические коррективы в сознание народа.
Если после смерти Сталина люди только через три года поняли, кто ими руководил, то в случае с Путиным все будет быстрее. Менее, чем за 3 года до тех 86% дойдет, кто правил ими эти 15-16 лет. Это уже происходит. Недавно вышло расследование Навального о генпрокуроре. Метастазы пошли, их уже не спрятать. Опухоль начинает пробиваться на поверхность. Это лишь первые ласточки на уровне генпрокурора, а завтра можем узнать то же самое о премьер-министре, вице-премьерах, чиновников администрации. В них там у всех рыло в пуху. Они еще пока чувствуют себя безопасно, но уже тревожно. Понимают, что есть не только санкции и изоляция, уже пробиваются внутренние недовольство и оно может навредить больше, чем влияние снаружи. Тот же протест дальнобойщиков, людей загнали в угол, им некуда деваться. Они говорят, что сожгут свои авто, потому продавать их на запчасти им жаль. Жаль даже смотреть, как те машины, которые кормили их в течение 10 лет, будут разбирать на части. Люди в отчаянии.
Можно только представить реакцию Путина, у которого сейчас и так немало проблем: конфликт с Турцией, Западом, ИГИЛ, война в Сирии, непонятная ситуация с Украиной, а тут еще российские дальнобойщики чего-то хотят.
- Он держит паузу. Сотни тысяч дальнобойщиков взбунтовались, а президент молчит. Это означает, что этот вопрос касается не только Ротенбергов. Они просто кошельки. Думаю, эта схема значительно глобальнее.
Если власть на высшем уровне на протесты пока не реагирует, есть давление на низших уровнях. Со стороны полиции, или личные угрозы поступают?
- Если ребята попадут под ОМОНовские дубинки, будет так, как было со студентами на Майдане в Киеве. Тогда Майдан начнется в России. Думаю, тогда уже все поднимутся.
Простые люди не политики, они не будут бороться за глобальные вещи: честные выборы, еще что-то там. Они будут бороться за выживание, за свою семью, чтобы накормить своих детей. Ничего такого они и не требуют, хотят, чтобы им дали возможность работать. Если люди не могут купить еду, заплатить за квартиру, кредит, когда другие едят в три рыла, имея в виду "ротенбергов", "ковальчуков", "тищенков", то народ начинает вопросы задавать. Хотя сейчас они в чем-то еще наивны. Верят в государство, Путина, что это Ротенберги плохие, а царь этого всего просто не знает.
Федеральные СМИ как-то освещают эти протесты?
- Либеральные и оппозиционные газеты пишут. Но есть и заказные статьи, что дальнобойщики не хотят делиться, здесь война, а они бунт затеяли. По телевизору - ни слова. Хотя люди уже месяц протестуют, проводят различные акции в регионах. Ранее в новостях 90% было об Украине и 10 о России. Теперь нам показывают Сирию, Египет, Францию, Турцию, немного Украину и только 5% о России.
Комментарии
7