Вечером 27 июня 1938-го 30-летняя хирург Ксения Винцентини возвращалась с работы. Возле своего дома увидела двух прогуливающихся незнакомцев, которые присматривались к прохожим. Женщина стремглав побежала домой и забарабанила в двери. Открыл ее муж - авиаконструктор 31-летний Сергей Королев. Увидел испуганную жену и все понял.
- Это уже, наверное, за мной пришли, - тихо сказал, обняв Ксению.
В 1937-ом по обвинению в антисоветском заговоре и вредительстве арестовали руководителей и нескольких работников научно-исследовательского института, где он работал. Теперь волна репрессий докатилась и до Королева. В половине двенадцатого ночи постучали. Вошли те двое, которых Ксения видела на улице, и предъявили ордер на арест. Обыск длился всю ночь. Энкаведисты сбрасывали на пол вещи из шкафа, рылись в белье, книжках и посуде. Конфисковали паспорт, деньги и сберегательные книжки. На рассвете Сергею Королеву приказали собираться.
Ксения в окно видела, как мужа посадили в черный "воронок". Отойдя от шока, позвонила свекрови - Марии Николаевне, у которой гостила их 3-летняя дочь Наталия.
- Сергея больше нет, - сказала.
- Как нет? Он умер? Живой? Ну, слава Богу.
- Вы, наверное, не поняли. Сергея арестовали. Его больше нет.
- Он живой, будем бороться.
Королева отвезли в Бутырскую тюрьму. Обвинение: вредительство - бессмысленный расход средств на ракетостроение - и участие в антисоветской троцкистской организации. На допросах, которые длились круглые сутки, его жестоко пытали. Сергей своей вины не признавал.
- Если ты не сознаешься, - наконец пригрозил следователь, - мы арестуем твою жену, а ребенка отправим в детдом.
И Королев подписал признание. Ему дали 10 лет каторги. На золотых приисках на Колыме заболел цингой. У Сергея начали кровоточить десна и выпадать зубы, распух язык, очень отекали ноги. Тем временем Мария Николаевна оббивала пороги, чтобы добиться пересмотра дела.
В начале 1940-го Королева вернули в Москву. Новое следствие длилось полгода. Сергею сократили срок на два года и перевели в спецтюрьму НКВД - "туполевскую шарагу". Это было конструкторское бюро Андрея Туполева, где заключенные инженеры разрабатывали проект пикирующего бомбардировщика Ту-2. "Сколько раз за эти долгие годы нашей разлуки, моих скитаний я вспоминал тебя! - писал Королев жене в 1942-ом на клочке газеты, в одном из тайно переданных писем. - Эти воспоминания давали мне силу жить дальше и бороться за жизнь. Олицетворением света и счастья была ты в моей жизни. Все это я помню и никогда не забуду". В августе 1944-го его досрочно освободили - "за добросовестную работу". Со снятием судимости, но без реабилитации. Он добьется ее лишь в 1957-ом.
В конце ноября Сергею Королеву удалось ненадолго приехать в Москву и встретиться с родными. Целую ночь он рассказывал жене и матери о своих зэковских годах. А когда выговорился, попросил:
- Больше никогда не спрашивайте. Хочу все забыть, как страшный сон.
В сентябре 1945-го Королева командировали в Германию изучать опыт гитлеровских инженеров. Через год разрешили приехать к нему жене с дочерью. Счастливый Королев все свободное время проводил с Наташей. Но Ксении встреча с мужем после шестилетней разлуки не принесла радости: у Сергея было много работы, он приходил домой уставший. Жену обижали его холодность и равнодушие. "Я так хотела тепла, заботы о себе, моральной поддержки, - писала она со временем свекрови. - Не могла понять поведения. Сергея. Я чувствовала, что-то плохое происходит в наших отношениях".
В январе 1947-го семья вернулась в Москву. Сергея Королева сразу же отправили работать в новообразованный центр разработки ракетной техники в подмосковном Калининграде (теперь город Королев). Его отдел проектировал баллистические ракеты дальнего действия. Весной конструктору дали однокомнатную квартиру, и он предложил жене ехать с ним. Но Ксения колебалась. В Москве она работала в Боткинской больнице и не хотела бросать работу. В конце концов Сергей перебрался сам.
Вскоре в своем институте он познакомился с переводчицей 27-летней Ниной Ермолаевой. У них начался роман. Королев сказал жене, что больше к ней не вернется. Развод Сергея и Ксении стал потрясением для всей семьи.
- 24 июня 1949-го - один из самых черных дней в моем календаре, - вспоминает дочка конструктора Наталия Королева. - Меня вызвали из дачи. Мама была в ужасном состоянии, сказала: "У тебя больше нет отца". Я спросила: "Он что, умер?" - "Нет, он не умер, но бросил нас".
Ксения через два с половиной года вышла за давнего товарища Сергея Королева - Евгения Щетинкова. "12 февраля 1952-го Евгений Сергеевич и мама стали мужем и женой, - вспоминает Наталия Королева. - Они купили двухкомнатную кооперативную квартиру возле станции метро Сокол, и летом 1952-го мама, Евгений Сергеевич, мамины родители и я перебрались туда. Евгений Сергеевич обожал маму. Они прожили 24 года до его смерти в 1976-ом от инфаркта. Отношения у них были замечательные, но мама даже рядом с ним так и не смогла забыть свою первую любовь".
1907, 12 января — Сергей Королев родился в Житомире в семье учителя. Через два года родители развелись, мальчика воспитывали в Нежине родители матери, Марии Москаленко
1917-1924 — переезжает с матерью и отчимом в Одессу. Учится в гимназии, потом в строительной профессиональной школе. Там знакомится с будущей женой Ксенией Винцентини. Они поженятся через семь лет, в 1931-ом. 10 апреля 1935-го у них рождается дочь Наталия
1924 — поступает в Киевский политехнический институт, где учится конструированию авиационной техники. Осенью 1926-го переводится в Московское высшее техническое училище им. Баумана. В 1929 году знакомится с Константином Циолковским и увлекается идеей полета в космос и принципами реактивного движения
1932 — принимает участие в создании Группы изучения реактивного движения в Москве. 17 августа 1933 года под руководством Королева запустили первую советскую баллистическую ракету. В сентябре его назначают заместителем директора Реактивного научно-исследовательского института
1957 — успешно проходит испытание ракеты "Р-7", с помощью которой на орбиту вывели первый в мире искусственный спутник Земли. На этой ракете полетели в космос первые советские космонавты - Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Алексей Леонов
1966, 14 января — умирает от саркомы прямой кишки в больнице во время операции. Тело Королева кремировали. Урну с прахом похоронили в Кремлевской стене
Комментарии
8