Как-то маленькой Ирина Бугримова увидела у отца книжку с львом на обложке. Называлась "Или Цезарь, или никто!".
— Это о львах? — спросила.
— Нет, о знаменитом римском полководце Гае Юлии Цезаре.
— Тогда почему лев?
— Потому что этот полководец был отважен, независим и горд, как царь зверей — лев.
Вечером она нарисовала в своем альбоме девочку, которая кружила по цирковому манежу на коне. И подписала рисунок: "Или Бугримова, или никто!".
Харьковский ветеринар Николай Бугримов — отец трех дочерей — всю жизнь мечтал о сыне. Поэтому третьего ребенка — Ирину — с детства воспитывал как парня. Ее одевали в штаны и рубашки, учили ездить верхом.
— У меня рано проявился твердый, решительный характер, — вспоминала Бугримова. — Я была смелая и ловкая, верховодила вместе ребят. Как и мальчишка, держала на чердаке голубей. Свистела и гоняла стаю.
С детства Ирина привыкла быть в центре внимания. В квартире Бугримовых на розе улиц Мироносицкой и Бассейной собиралась вся харьковская интеллигенция: музыканты, художники, врачи. Другом семьи был художник Иван Айвазовский.
Ирина успешно закончила балетную школу. Поступила в студию при Харьковском оперном театре, принимала участие в спектаклях. Подростком помогала отцу на операциях. Тот уже надеялся, что из дочки выйдет ловкий хирург. Однако Ирина увлеклась спортом, мечтала стать каскадером. Бегала, прыгала, толкала ядро, играла в хоккей, гоняла по Харькову на мотоцикле. Стала чемпионкой Украины сразу в нескольких видах спорта, занимала первые места на всесоюзных спартакиадах.
Как-то на стадионе Ирина познакомилась со спортсменом и мотоциклистом 35-летним Александром Буслаевым. В 1929-ом они обручились. А вскоре придумали цирковой аттракцион "Летающие сани". Директор Харьковского цирка разрешил им тренироваться на манеже ночью. Выдал аванс на оборудование, а костюмы и музыку супруги организовали сами. Работа над номером длилась полтора года. В декабре 1931-го состоялась премьера в Киеве. Номер имел невероятный успех. Ирине этого было мало. Она купила лошадь и сделала новый аттракцион "Высшая школа верховой езды".
В 1937-ом на гастролях в Москве руководитель гос цирками предложил Бугримовой заняться дрессировкой леопардов. Она согласилась, начала работать. Но вскоре заявила:
— Уже если укрощать, уж если замахиваться, то давайте царя зверей, давайте мне львов.
Своих первых львят она назвала Гай, Юлий и Цезарь, в честь римского полководца, книга о котором так поразила ее в детстве. Воспитывала своих "кисок" сурово. Сразу же взяла на веревку, как собак. Через год поставила за кулисами небольшую клетку и там их тренировала. Придумала себе сценический костюм: лосины и красный колет — перешила из мужской венгерки.
Новый аттракцион "Круг смелости" зрители увидели в 1940-ом: лев сидел на багажнике мотоцикла, которым управлял Буслаев и ездил по манежу. Впоследствии Бугримова отказалась от помощи мужа.
— Если в клетке, так, чтобы одна! — говорила. — Никогда никто не стоял у меня за спиной, ни один мужик, я второго человека в клетке не признавала.
Ее львы исполняли невероятные по тем временам трюки: ходили по канату, с укротительницей качались под куполом цирка. Бугримова ложилась на живое одеяло из хищников, обнимала их, кормила изо рта в рот. Каждый лев имел свое амплуа: романтичный герой, злодей, лентяй, комик, образцовый мальчик. Зрителям больше всего нравились аттракционы: "Лев в воздухе", "Лев на мотоцикле", "Кресло смерти", "Лев на канате", "Прыжки через огненное кольцо", "Ковер".
Обычно в клетке с Бугримовой находилось до 12 львов. Цезарь долгие годы был ее любимцем. Он никогда не нападал, даже защищал от своих родственников. В 1941-ом Юлий свалил Ирину с ног, а Гай разорвал ногу, на которую потом наложили 48 швов. В 1946-ом во время исполнения трюка "Качели" лев Таймур уцепился ей в голень, а в 1955-ом Аракс ударил лапой по руке: три пальца дрессировщицы повисли на сухожилии. Ирина сгребла их рукой и продолжала номер. В 1958-ом на гастролях в Польше Гриф лапой зацепил лицо и сорвал в нескольких местах кожу. Глаз залило кровью, но Ирина только промокнула его салфеткой и довела номер до конца. Зрители аплодировали ей стоя.
Бывало, после очередного досадного случая Ирина распускала группу хищников и набирала новую. Невзирая ни на что, любила своих артистов, считала их своей семьей. Рожать детей Бугримова принципиально не хотела: мол, будут мешать работать. С первым мужем рассталась после войны. Буслаев пьянствовал, волочился за женщинами. Ирина не грустила за ним, говорила, что это был сугубо деловой брак, без любви, по расчету.
Со вторым мужем — акробатом Константином Пармакяном — отношения тоже не сложились. Они прожили семь лет. Подвел суровый и властолюбивый характер Бугримовой. И ее большая зарплата. В то время у Бугримовой была самая высокая ставка за выход на манеж. Она всегда модно одевалась, меняла автомобили.
— Я сама создавала материальную базу, и все мужья жили при мне, — вспоминала. — Дом всегда в порядке, на уровне. И обед вовремя готов, и рубашка чистая. Когда жена зарабатывает денег значительно больше, чем муж, он начинает баловаться. Я все время на работе, на гастролях, а они... Я вообще искала всю жизнь и не нашла ни одного достойного мужика, который бы соответсвовал моим требованиям. А требования у меня были небольшими. Мои мужья не смогли правильно понять, что такое я. Они мне мешали.
В последний раз вышла на манеж в 66 лет. На пенсии жила с котом
У Ирины было немало поклонников. Могла пофлиртовать с мужчинами, но всегда держала на расстоянии. Главной в ее жизни была работа. Никогда не жалела, что осталась сама.
Бугримова работала в цирке 45 лет. За это время укротила 80 львов. В последний раз вышла на манеж, когда ей было 66. На пенсии жила с котом Нероном в своей московской квартире. Получила ее после войны. Собирала плюшевых зверей. До конца жизни оставалась модницей, следила за фигурой. Была председателем Совета ветеранов цирка, принимала участие в работе общества защиты животных.
— Я счастливый человек, — говорила на склоне лет. — Я реализовала все, что мне было дано природой.
Вся работа с хищными зверями в заграничном и российском дореволюционном цирке строилась на том, чтобы подчеркнуть опасность, разжечь инстинкт кровожадности. Для этого использовали выстрелы и горящие факелы. Дрессировали обычно группы зверей одного вида.
Впоследствии стали совмещать хищников разных пород и домашних животных. Практиковали так называемую дикую дрессуру: животного вынуждали выполнять какие-то трюки под страхом наказания. В конце XIX ст. немец Карл Гагенбек ввел метод "мягкой" дрессировки. Он утверждал, что "путь к сердцу животного лежит через его желудок".
Его способ активно пропагандировали братья Владимир и Анатолий Дуровы. После их успеха "дикое" укрощение дрессировщик почти перестал применять. Зато стали создавать на манеже разные образы. Кому-то нравилась роль грозного укротителя с бичом, который заставляет хищников рычать, а публику замирать от страха. Другие, напротив, мягко просили хищника идти на трюк, угощая его молоком из бутылки.
На школе Дуровых выросла когорта советских дрессировщиков: Борис Эдер, Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова.
1910, 13 марта — Ирина Бугримова родилась в Харькове в семье профессора ветеринарии
1927 — становится чемпионкой Украины в толкании ядра, через год — в метании диска
1926–1928 — учится в Харьковской торгово-промышленной школе. В следующем году выходит замуж за Александра Буслаева
1969, 1979 — получает звание народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда
1976 — выходит на пенсию
2000 — награждена орденом "За заслуги" ІІІ степени
2001, 20 февраля — 91-летняя Ирина Бугримова умирает в Москве от сердечного приступа. Похоронена на Троекуровском кладбище
В Харькове именем Ирины Бугримовой назвали бывшую пл. Урицкого перед новым цирком
Комментарии