Ексклюзивы
вторник, 21 июля 2009 16:37

100 лет тому назад в Европу ездили без виз

Заграничная поездка, например на курорт, в начале XX в., как и сейчас, начиналась с оформления загранпаспорта. Заявление на имя полицмейстера, добавив документы "о самоличности" и две гербовых марки по 75 коп., в Киеве можно было подать ежедневно, кроме воскресенья, с 12.00 до 13.00 на Большой Житомирской, 3.

В тот же день проситель получал свидетельство на получение загранпаспорта. Теперь надлежало оплатить 15 руб. за услугу на другом этаже того же дома. Для предпринимателей была скидка 30%. Турист получал "заграничную паспортную книжку", которую должен был завизировать у генерал-губернатора.

Канцелярия губернатора на Печерске принимала "по делам о заграничных паспортах — до 2-х ч. дня". Там проверяли политическую благонадежность просителя. Проверка, бывало, длилась более месяца. Если все было в порядке, человеку возвращали паспорт с подписью генерал-губернатора и печатью. Срок действия обычно составлял полгода или год.

Граждане Российской империи до 1917-го в Европу ездили без виз. Поэтому теперь можно было следовать на "станцию", то есть в билетную кассу. Билеты в Европу продавала Юго-Западная железная дорога на Пушкинской, а в Азию — Киевское агентство международного общества спальных вагонов на нынешней ул. Городецкого близ пл. Независимости. Тарифы на проезд были "поверстные" (верста — 1,07 км). Проезд в Варшаву в вагоне первого класса стоил 18 руб. 50 коп., в вагоне второго класса — 11 руб. 10 коп. Билет до Берлина — 27 руб. и 17 руб. 40 коп. соответственно. За те же деньги можно было снять на месяц хорошую дачу возле Киева — 20–25 руб.

Чемоданов позволяли брать без ограничений. В те времена путешествие длилось долго, потому обычно багаж возили достаточно большой.

Его доставку на вокзал можно было заказать в железнодорожной кассе. Если общий вес не превышал 12 пудов (195,6 кг), плата составляла 75 коп. — как 3 кг сахара. За каждый дополнительный пуд (16,3 кг) доплачивали по 6 коп.

Валюту обменивали в банках. Английский фунт стерлингов в 1909 году покупали за 9 руб. 45 коп., американский доллар — за 1 руб. 94 коп., немецкую марку — за 46 коп., крону Австро-Венгрии, — за 39 коп., а французский франк или итальянскую лиру — за 37 коп. Курс валют не изменялся на протяжении года.

На железнодорожном вокзале пассажир в первую очередь шел к багажному отделению. Получал отдельную квитанцию за каждое место сданной клади. Дальше следовал к вокзальной кассе, предъявлял билет на поезд и получал перронный билет. Без него вход на перрон стоил 10 коп.

Курс валют не изменялся на протяжении года

После завершения посадки обер-кондуктор свистел в свисток. Раздавался гудок паровоза, поезд трогался. Каждые 100 км машинисты минут на 10 останавливали поезд, набирали воду из колонки и чистили паровозную топку.

Наконец граница, проверка паспортов. Дальше в купе заходил таможенник. По инструкции, он должен был спросить у пассажира, "имеются ли среди его имущества товары или предметы в товарном виде, как-то: материи в кусках и отрезках или же сметанные на живую нить, в виде простынь, плащей или других предметов одеяния, вещи для украшения комнат и т. п.". Если при осмотре находили товарные партии, пошлину взымали в двойном размере. Обнаруженную в тайниках контрабанду изымали.

"Картуз курительного табака" можно было вывозить без пошлины

Укладывая за границу чемоданы, нужно было считаться с таможенными требованиями. В Российской империи меховые изделия, ткани из хлопка стоили дешевле, чем в Европе. Правительство экспортировало эти товары за границу, зато препятствовало массовому вывозу их "челноками", чтобы не сбивали цену.

Без пошлины позволяли везти личные вещи. "Правила о пассажирских вещах" признавали такими "вообще находящиеся при пассажирах вещи, бывшие в употреблении и необходимые для них в путешествии". Также можно было иметь "бывшие в употреблении платье, обувь, белье носильное и полотенца в количестве, не превышающем обыкновенную потребность пассажира". Правда, не уточняли, какое именно количество составляет обычную потребность. Поэтому недобросовестный таможенник при желании мог содрать значительный штраф.

Пошлина не распространялась на профессиональный инструментарий художников, музыкантов, ремесленников. Также свободно можно было везти еду, но "в незначительных количествах" — снова-таки, понимай как хочешь, "картуз курительного табака", 100 сигар.

Сейчас вы читаете новость «100 лет тому назад в Европу ездили без виз». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть