В объединенных громадах вопросы создания или развития бизнеса решаются быстрее чем в городах. Это делается за счет меньшего штата и територии, то есть легче с коммуникациями.
Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал депутат Мачухивськои ОТГ на Полтавщине Олег Хардин. 10 лет назад основал предприятие "Премьер Сокс". Представляет Всеукраинскую ассоциацию бизнеса в Полтавской области.
- В объединенных громадах бюрократические вопросы решаются гораздо быстрее. Можно подойти к председателю громады с идеей, обратиться к землеустроителю и двигаться дальше. Приведу в качестве примера Мачухивскую ОТГ. Наш председатель раз в месяц собирает сессию, потому что есть земельные вопросы, которые надо решать в 30-дневный срок с момента обращения.
Какие вопросы актуальны для современного бизнеса в Полтавском районе и области?
- Вопросов много. Наша экономика, как сплошной вопрос, потому что находится в хаосе, как по мне. Все зависит от вида бизнеса. От того, насколько он привязан к местности. Полтавщина - аграрная область. У нас много черноземов. Большинство бизнесменов в районе связаны с землей, фермерскими хозяйствами.
Для многих один из приоритетных вопросов - энергоресурсы. Вы, по сути, покупаете возможности покупать электроэнергию. Это касается даже физических лиц.
Второе - земля. Любое предприятие должно где-то находиться и иметь офис, юридический адрес и коммуникации. Это по меньшей мере. И тут начинается самое интересное. У нас в стране, если вы имеете земельный участок и являетесь физическим / юридическим лицом предпринимателем / предприятием, то должны платить: а) если он ваш - земельный налог; б) если в аренде - процент от оценочной стоимости аренды земли. Это 3-12 процентов. Процент устанавливают органы местного самоуправления.
Третье - водные объекты. Ставки, на сегодняшний момент, почти не оформлены юридически. Это то, что может давать деньги на места за счет аренды. В аренду оформляется сам пруд, земля под ним и прибрежная территория.
Расскажите подробнее о фермерство в Полтавском районе.
- Это мощные предприятия. Например, "Краевиды Полтавщины" и "Фермерское хозяйство имени Калашника". Имеют сильный технический парк. У Калашников выпекают хлеб и изготавливают мясные изделия, имеют 4,5 тысячи гектаров земли, много голов крупного рогатого скота, среди которых немало дойных коров. Животноводство работает круглый год. То есть, люди заняты постоянно. Есть те, которые занимаются растениеводством. Им нужны люди только на сезон - посеять и собрать.
Какая сфера бизнеса в селах Полтащины переполнена?
- Район не город. Говорить о том, что сфера бизнеса заполнена - не можем. Есть земли, которые не оформлены, но обрабатываются неизвестно кем. На этом теряем огромные деньги, которые могли бы пойти в бюджет громады. Проверять и держать это на контроле должны землеустроители или аудиторские компании.
В сельском хозяйстве должна быть переработка. Чтобы экспортировать не зерно, а уже готовые изделия. Хотя бы макароны. Это касается и Полтавского района. Животноводство тоже слабо развито. Люди говорят, что это не выгодно. Нужна поддержка государства, потому что Украина все же аграрная страна: кредиты с низкими процентами, дотации на закупку поголовья и оборудования и тому подобное.
Не занята ниша переработки мусора. Свалки только убивают черноземы. Площадь свалок Украины равна площади страны Дании. Макуховская свалка, что в Полтавском районе - экологическая катастрофа, многие из стихийных свалок находятся в самых селах. Надо научиться разумно использовать мусор: переделывать, энергию получать благодаря органике или при сжигании. В последнем случае будет производиться энергия, которая пойдет на отопление, например, административных зданий в громаде. Сначала - сортировать, затем делать какую-то продукцию. Например, при производстве носков немалые остатки ниток, при шитье вещей - ткани. Это все можно перерабатывать.
С какими проблемами сталкивается бизнес в селах?
- Главная проблема - нехватка кадров. Подавляющее большинство современной молодежи выросло на компьютерных играх, где можно быть каким-то персонажем. Иметь две, три, девять жизней в день и каждый раз начинать сначала. Кажется, что в жизни ведут себя аналогично. Хотят быстро получить результат, не способны тщательно и терпеливо работать. Могут не выйти на смену, прогулять и не предупредить. С таким сталкиваемся очень часто.
Полтавский район приближен к городу. Я думал, что на мое производство будет стоять очередь. Однако ошибался. Весной, например, люди начинают болеть или прогуливать работу больше, потому что работают на своих огородах. Из села, которое приближено к городу, легко вырастить, вязть овощи, поехать на базар и продать. Есть люди, которые становятся на биржу между сезонами огородов.
Также наблюдаю низкий уровень квалификации людей, отсутствие технических специалистов.
Какие незанятые звена бизнеса могут поднять экономику?
Я за то, чтобы в стране все было прозрачно в различных сферах. Если говорить, например, об игровых автоматах, они фактически запрещены, но все равно существуют. Давайте это признаем и будем брать налоги в бюджет.
Я могу говорить о легкой промышленности. "Премьер Сокс" сейчас ожидает новое оборудование из Китая для производства шапок и шарфов. В Украине их изготовляют на старых плоско-вязальных машинах. То есть, делают полотно, а затем сшивают. Китайцы придумали оборудование кругловязальное, которое позволяет экономить материал и упрощает производство.
Трудно наладить экспорт?
Приходится конкурировать с гораздо более сильными мировыми экономиками. Мы вроде бы имеем нулевой НДС при экспорте. Однако одновременно есть куча дорогих вещей. Например, импортное сырье, которое мы перерабатываем и входим в минус. Какую отрасль ни возьмите, везде надо импортное сырье. Например, в Украине не растет хлопок, из которой делают нити, ткань.
"Премьер Сокс" имеет контракт с европейской компанией "Ашан". Мы поставляем продукты под их брендом в магазины Европы. Чтобы начать с ними работать, пережили кучу проверок независимыми аудиторскими компаниями. Они смотрели, как на предприятии выдержаны стандарты, безопасно ли работнику, какие предоставляем условия, как выплачивается заработная плата. Мы предоставляли отдельный кабинет, там сидели люди из аудиторской компании и общались с работниками. На это ушло 3 года.
Комментарии