"Необходимо создать финансовую полицию. В отличие от налоговой милиции, она не будет иметь права применять силовые методы, использовать оружие и принудительно изымать документацию. Ведь для бизнеса страшны не так штрафы, как безнаказанное применение правоохранительными органами своих полномочий - обыски, выемка документов, аресты, допросы", говорится в пояснительной записке к законопроекту о замене налоговой милиции на финансовую полицию. Его зарегистрировали в Верховной Раде 21 марта 2016 года.
"В финполиции будут работать 2,5 тысячи сотрудников. В налоговой милиции сейчас около 5,5 тысяч. Новую структуру поделят на госслужащих и детективов, которые будут иметь спецзвание и избираться на конкурсной основе. Руководство полиции будут избирать на 5 лет. Второй срок полномочий не предусмотрен. В структуре будет не более 25% от тех, кто в течение года работал в ДФС, МВД или СБУ на должностях следователей или оперативников. Предполагается, что глава финансовой полиции будет получать около 64 тысяч гривен ежемесячно. Минимальная зарплата составит 16 тысяч гривен", - говорит эксперт по вопросам налоговой политики Института общественных исследований Юрий Федчишин.
Ожидалось, что налоговая милиция должна исчезнуть после вступления в силу закона о создании финансовой полиции. Но во время голосования за бюджет 2017 года Верховная Рада случайно исключила раздел о "Налоговой милиции" с налогового кодекса.
"Де-юре, правовой статус налоговой милиции - "вне закона". Де-факто, она не ликвидирована, сотрудники не уволены, продолжают деятельность", - заявила народный депутат Татьяна Острикова.
На сегодня налоговая милиция входит в состав Государственной фискальной службы и финансируется из государственного бюджета.
"Налоговая милиция уже больше года существует вне закона. Ее так и не удалось полностью ликвидировать. Работники не мотивированы, поскольку понимают, что в конце концов этот орган ликвидируют. Процесс надо завершить. Государственная фискальная служба должна превратиться в сервисный орган. И внутри нее не может находиться правоохранительный орган, еще и с такой репутацией среди бизнеса", - сказал министр финансов Александр Данилюк.
"Мы потеряли немало профессионалов и не только из-за "технической ошибки" Верховной Рады. В большинстве случаев люди увольнялись, чтобы перейти на более высокооплачиваемую работу в других государственных органах: НАБУ, Нацполиции, прокуратуре. Только в прошлом году уволились более 700 человек, что составляет около 20% от общей численности работников налоговой милиции. Их можно понять, учитывая зарплату в 2500-3500 гривен. Убедили Кабмин принять меры, и в последние месяцы 2017 года повезло поднять уровень зарплаты до приемлемого, отток кадров прекратился", - рассказал о работе налоговой милиции в интервью "Цензор.НЕТ" первый заместитель главы Государственной фискальной службы Сергей Билан.
По его словам, начиная с 2015 года подготовили и подали в Минфин несколько законопроектов по реформированию налоговой милиции.
"Все понимают, что налоговая милиция создавалась как часть командно-административной системы управления экономикой, чтобы, грубо говоря, выбивать налоги согласно спущенном плана. Под это строился весь функционал. Так это работало много лет. На сегодняшний день есть несколько законопроектов о создании новой структуры как Министерства финансов, так и Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. ГФС не является субъектом законодательной инициативы и принятия законов зависит от парламента", - добавил он.
В конца 2017 года вступил в силу закон, который в обществе назвали "Маски-шоу стоп". Он предусматривает обязательную видеофиксацию во время проведения обысков. В налоговой милиции уже больше года все обыски фиксируются на видео и вносятся в протокол.
Комментарии
3