45 произведений украинского искусства конца XIX - начала ХХ века представили в экспозиции "Помощник, спутник, друг" Национального художественного музея.
"Исторически животные играли большую роль в выживании человека. Поэтому неудивительно, что образ скота занял такое большое место в культуре: в верованиях, легендах, суевериях, баснях, - рассказала куратор выставки Леся Толстова. - В таком мифологизированном виде домашние животные проникают в искусство XIX века, даже в реализм. В это время для искусства становятся очень важными выражение философских, национальный, исторических идей. Большую роль в этом сыграли изображения животных.
Сначала мы хотели развлечь зрителя, показать изображения собак и кошек в украинском искусстве XIX - начала ХХ веков. Оказалось, эта тема была непопулярна. Пришлось дополнять лошадьми, волами, овцами и другими животными. Художников, которые работали исключительно в анималистические жанре, у нас не было. Обычно художники вводили животных в пейзажный или бытовой жанр. И каждый вид животных приобретал на картинах особое значение.
Волы и коровы

В самом раннем произведении нашей экспозиции, работе "Пастушок" Василия Штернберга 1830-х, изображение коров является лишь приметой сельской жизни, трактуемой в идиллическом смысле. Позже вол является символом тяжелой жертвенного труда, терпения на пути к успеху и благополучию. Эти животные были надежными помощниками в хозяйстве, где были тяглом в плуг.

В "Чумаке" 1850-х годов Константина Трутовского уже подчеркнута огромная роль, которую воли или быки играли в традиционном сельском хозяйстве. Художник касается темы чумацтва. Оно имело вес не только как признак национальной экономики, но и как явление культуры. Которому посвящено много образцов народной поэзии. Чумацтво было очень популярным в раннемодерное время. Почти в каждом украинском селе были чумацкие семьи. Их неизменными помощниками являлись волы серой украинской породы. Они могли работать в сложных степных условиях до 10-12 часов в сутки, перевозя больше сотни пудов груза за один раз.
С волом - животным смирным, медленным, трудолюбивым, но чрезвычайно сильным и потенциально опасным - связана тема национального гнета и сопротивления
Сергей Васильковский на картине "Чумаковский Ромадановский путь" разворачивает тему чумацкой валки в исторической плоскости. В его время чумаки с волами и возами отходит в прошлое. Художник понимает, что эта тема наравне с казачеством является ключевым для формирования национальной идентичности украинского народа.

В конце XIX века был слом традиционного мира с его образом жизни, ведением хозяйства, отношением к земле, природе, животных. Это ставило под угрозу самосознание украинца. Для художников и художников начала ХХ века образ Украины связывался со старыми давними традициями. Это обобщенный образ как страны аграрной, щедрой, свободной, неспешной. Изображение вола или быка является знаковым для украинской культуры. С этим животным - смирным, медленным, трудолюбивым, но чрезвычайно сильным и потенциально опасным - связана тема национального гнета и сопротивления. В этюдах Сергея Васильковского, Сергея Светославского, Николая Самокиша вол выступает олицетворением силы и потенциального сопротивления, в его изображении есть что-то тревожное и беспокойное.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинская художница выцарапывает уникальные картины на яйцах
Бедность, экономическая и правовая беспомощность, одинокая старость крестьян часто параллельно усиливается образом немощной, больной, или тяжело сработанной скотины. В произведении Василия Стефаника "Шкода" рассказывается о старой женщине и ее корове, которая заболела. И в конце обе боролись со смертью. Сопоставление судьбы крестьянки с судьбой ее коровы видим и на полотне "В сумерках" одесского художника Кириака Костанди.

В течение всего XIX века образ быка как основного помощника украинского крестьянина сосуществует и сопоставляется с национальным идеалом и характером человека - степенно неторопливым и трудолюбивым. В начале ХХ века происходит переоценка ценностей. Умами людей завладевает идея прогресса, желание перемен, модернизации. В это время критик Николай Зеров начинает издеваться над поэтами, которые ориентируются на традиционные образы украинской поэзии, называя их сентиментальными квашами. Владимир Сосюра в биографическом романе "Четвертая рота" с образом быка связывает негативную идею - бедности, отсталости украинского села. И противопоставляет этому медленном неповоротливому волу прыткого коня с хозяйства немецких колонистов, которых во времена юности Сосюры было очень много в его родной Донецкой области.
Кони
Их образы прежде всего связаны с героическим прошлым, с темой войны, походов, сценами прощания, народным эпосом. Особенность нашей выставки и в том, что показываем очень качественные образцы живописи, которые обычно находятся в фондах и редко попадают в экспозиционные залы. Некоторые из них специально отреставрированы, а некоторые, как этюд Николая Самокиша с конями, экспонируются впервые.

Идея стремительного движения, желание перемен и прогресса выражена в динамических конях Николая Самокиша. Художник большую часть творческой энергии посвятил изображению этих животных, которых очень любил. Николая Самокиша, мастера батальной и исторического жанра, называют "поэтом коня". Как вспоминал сам художник: "Я любил смотреть на быстрый бег коня, и конь в движении мне нравился больше, чем мечи, копья и луки, и в рисунках присматривался к изображениям разного рода оружия. Так незаметно тяга к батальному жанру заполонила меня ..." Николай Самокиш писал коней породы рысаков с натуры, умел изображать их в движении в любом ракурсе.
Овцы
Изображения этих животных в украинском искусстве XIX века появляются на тех полотнах, где художники пытаются овладеть реалистичной передачей безграничного пространства. Степи со стадами встречаются в произведениях Владимира Орловского, его ученика Сергея Васильковского. В позднем творчестве последнего мотив овечьей отары помогает раскрыть тему одиночества человека наедине с природой.

Сергей Светославский, киевский художник и путешественник, представленный у нас среднеазиатским циклом, где вместо овец изображает ослов и верблюдов. На самом деле ослы были и в Украине. Как герои вошли в басни, поговорки. Но художники не обращали на них внимания, пока не выезжали в Среднюю Азию. И там писали на картинах как атрибут восточной жизни. Так, Сергей Светославский путешествовал на Ближний Восток трижды, в поисках новых впечатлений. Его захватил местный колорит, необычный быт и разнообразие животного мира. Рисовал диких орлов, горных коз, верблюдов, овец, ослов. Животные являются главными героями его произведений, взаимодействуют с людьми, передают обыденность жизни. В последнее путешествие, которое длилось около года, Светославский поехал не только как художник, но и как исследователь местной фауны. Он был почетным членом отделения Всероссийского общества защиты животных. Многие произведения жертвовал для благотворительных аукционов, способствовал развитию киевского зоопарка, занимался поиском животных. И из Средней Азии доставлял экзотических животных в Киев за свой счет.
Гуси

В нашем искусстве связаны с лирическими переживаниями, любовью. Типичной является картина Николая Пимоненко "Гуси, домой!", на которой изображена женщина, что гонит гусей в свой двор. Фактически это иллюстрация к народной песне "Гиля, гиля, сірі гуси".
Изображение гусей также добавляет созерцательного настроения пейзажным произведениям. Так художники - как Сергей Светославский и Кириак Костанди - выражали философские идеи единства человека и природы. Этот мотив перекликается с украинской поэзией. К примеру, поэт Владимир Свидзинский с образом белых гусей связывает мотив предчувствия зимы.
Завораживает работа Кириака Костанди "Гуси", на которой художник изображает стаю гусей, что по узкой тропинке возвращается с пастбища в теплый летний вечер. Произведение привлекает ярким колоритом и свободной манерой письма, в нем ощутимы черты импрессионизма. Белое оперение гусей имеет переливы различных цветов, впитывает в себя тона вечера, помогает выразить его поэзию. В живописи художника гармонично сплетены критический реализм передвижников и французский импрессионизм.
Куры

При изображении интимного уютного домашнего пространства жителей села или дачников, роль домашних любимцев часто играют эти птицы. Интересны параллели этим произведениям и в литературе. В новелле Ольги Кобылянской "Некультурная" речь идет о своеобразной и независимого нрава гуцулке, для которой цыплята и щенки заменяют детей и семью.
Собаки и кошки

Собаки в украинской живописи и графике XIX века встречаются в пейзажах - они пасут стада овец, помогают охотникам на охоте. На более поздних работах их изображения раскрывают тему близости человека и животных, индивидуальной привязанности. Как полноправные герои художественных произведений собаки и коты появляются в украинском искусстве в конце XIX века. Когда усиливается внимание художников к индивидуальному миру личности, городскому быту, психологии городского жителя.
Центральной работой здесь является "Девочка с собакой" Александра Мурашко. На ней написана двоюродная племянница художника Татьяна Язева с сенбернаром. Сенбернары тогда был очень популярны. Это повтор работы нидерландского живописца. Изображения больших собак с детьми пользовались спросом в западноевропейском искусстве. Картина перекликается с манерой старых мастеров, напоминает "Инфанту Маргариту" Диего Веласкеса.

Рядом - "Портрет мужчины с собакой" Всеволода Максимовича. Как мы узнали из документов, изображен его отец. На руках держит маленькую собачку. Это белый шпиц, порода, которую очень любила королева Виктория. В Российскую империю их привозили из Германии или Великобритании. Эти шпицы, как и мопсы, были дамскими любимцами. В европейской литературе XIX века любовь дам к маленьким собачек, часто осмеивается. Потому что они не приносят никакой пользы в домашнем хозяйстве. А здесь, на пороге ХХ века, художник изображает взрослого мужчину, который нежно обнимает маленькую собачку. Звучит иное отношение к животному, интеллигентность чувств, что родственно с нашим временем.
Как полноправные герои картин собаки и коты появляются, когда усиливается внимание художников к индивидуальному миру личности

С другой стороны - котики Валерьяна Яблочкина. Художник всю жизнь рисовал только котов. Был сыном петербургского режиссера, его младшая сестра Александра - известной актрисой. Приехал из Санкт-Петербурга в Киев в 1870-е годы, зашел к Николаю Мурашко в Киевскую рисовальную школу. Тот пригласил его на дачу, и Валерьян остался в этой гостеприимной семье на два года. У Мурашко жило много котов и кошек, поэтому художник имел большой выбор, кого рисовать. А на его картине, где нарисован кот с щеглом, отражена традиция в культуре трактовки котов. С одной стороны, кот - символ домашнего уюта, а с другой - хищник. Такой дуализм прослеживается в литературе и фольклоре. Образ кота в украинской романтической литературе 19 веке связан с колдовством. В повести Григория Квитки-Основьяненко "Конотопская ведьма", главную ведьму Евдокию Зубиху сопровождает черный кот. В то же время серый котик, нежный и ласковый, является главным персонажем колыбельных.
Как писал в воспоминаниях Николай Мурашко, Валерьян Яблочкин был приятным, милым, артистическим человеком, но имел недостаток - горб. Это его угнетало. Он иногда убегал из дома в бар, напивался. И начинал буянить: "Знаете, кто я? Рафаэль котов". Оттуда и пошло его прозвище.

В качестве фона, нанесенного на стены зала экспозиции, выступает картина харьковского живописца Николая Сергеева "Нашествие зимы". Писал восемь лет, с 1901 по 1908. В его работах всегда чувствуется символический подтекст. Здесь изображен неожиданный приход зимы и есть анималистический мотив - синички.
"Выставкой" Помощник, спутник, друг" мы начинаем прицельный фокусный показ малоизвестной части нашей коллекции, - рассказывает заместитель генерального директора по выставочно-экспозиционной работе Оксана Баршинова. - Обычно мы не выделяли отдельно тему изображения животных в искусстве XIX веке. На выставке много известных имен - Александр Мурашко, Николай Пимоменко, Всеволод Максимович, Сергей Васильковский, Сергей Светославский. Их работы представлены в нашей постоянной экспозиции, как в общей картине развития искусства XIX-XX века. В теме отношений человека и животных мы раскрываем, как они формировались, как на них влияли социальное устройство, экономические факторы. Прокладываем мостик в настоящее, чтобы поговорить, как меняются отношения человека и животных сегодня, в рамках новой этики. Культура не ограничивается произведениями искусства, она пронизывает всю нашу жизнь. В частности, есть культура отношений с животными. К созданию выставки присоединились Киевский зоопарк и Фонд помощи бездомным животным Happy Paw. У нас будут экскурсии не только со специалистами музея, но и с биологами, дискуссии о современном отношении к животным с участием работников фонда и зоопарка.
Выставка "Помощник, спутник, друг" продолжается в Национальном художественном музее Украины до 28 марта.
Комментарии
Как только Азаров занял кресло премьера - начались предсказания, и года не протянет, отработал год - через несколько месяцев точно заменят и так продолжается уже четвертый год. ..Что-то мне подсказывает, что Небоженко не станет новым нострадамусом)
Народ вы не слышали главную новость? Власти слили в сеть всю базу о всех нас, закрывайте доступ к своим данным пока это возможно (находите себя и нажимаете закрыть доступ)!Вот ссылка на сайт
http://arhivar.blogspot.com
и снова здрасьте, очередной эксперт со своим прогнозам, уже сколько было этих предсказаний вот завтра снимут Азарова, нет послезавтра, а сколько кандидатур называлось на его место, а в итоге работает Николай Янович уже не один год, при чем самый больший срок премьерства у него, так что поживем - увидем
Как же в этой статье видна нотка оппозиции, она как всегда хочет обвинить Азарова в дружбе с Россией и повесить на него разрыв с Европой. Может страна сильно и сдружилась с Россией, но для нее эта дружба очень важна, так как и для самой России, а отношения с Европой, в таком формате, как она нам их предлагает, нам пока не нужны. Да может кредит от России и будет потом давить на страну, но благодаря ему, страна сможет поднять экономику, что поможет с ним же и рассчитаться. Так, что мне кажется, что положение страны не такое уж плачевное, как этого хочет оппозиция.
да-да, что по телевизору, что в печатных изданий показывают и пропагандируют только то, что идейно правильно, т.е. власть плохая, предала евроинтеграционные стремления населения и зато должна уйти, а оппозиция - белая и пушистая, вот с ней и зарплаты будут по 1000 евро и вообще в злате купаться будем.. Обидно, что у нас столько недалеких людей, которые поддались этой пропаганде и поперлись на майдан - дальше деградировать..
Понятно, что чувство стадности живет и не только у восточных славян Украины. Понятно, что оболваненная небольшая протестная часть вскоре открестится от своих действий, порочащих страну и строй. Но, понятно и другое, что заводилам, продавшимся за баксы и еврики, придется отвечать перед судом...
давно пора таких політиків в шию гнати. Від них країні і людям ні холодно, ні жарко. Ми лише годуємо цих дармоїдів зі своєї кишені і надіємся на те, що вони прозріють і підуть тим напрямком, якого прагнуть всі українці. та напевно дарма надіємось
Все, как раз на оборот, за наш с вами счет кормиться этот никчемный майдан, как раз это от него нет ни какого толку, как раз это от него не холодно, не жарко, только тем людям, которые там стоят холодно. Это оппозиция показывает всеми своими действиями, что она зря занимает свое место, это она ни чего для страны сделать не может, это она бездарность. А власть уже давно прозрела и поняла с кем нам нужно дружить, а от кого посторониться
Ооооо, это кто там заговорил, самые большие дармоеды, те кто получают деньги за свои нелепые высказывания, от их высказываний только народ простой будоражится и больше нечего.
Да эти политологи могут говорить, сколько им вздумается, от их разговоров, все равно нечего не зависит. А того, кто зарабатывает деньги для своей семьи на своем горбу, правление нынешней власти устраивает, не устраивает только тех, кто на майдане стоит и делать ни чего не хочет.
Тільки ти забуваєш, що 70-80% з того, що ти заробляєш, тобі не платять, а собі забирають. От за рахунок от таких, як ти, трудяг і збільшив Ахметов втричі свій капітал за 3 роки та синок чивокуні міліардером став. Давай, горбаться далі за копійки, від зарплати до зарплати ледь дотягуючі.
От куда такие цифры, 70-80%, сумма всех вычетов с моей зарплаты, составляет 20-21%, да хотелось бы по меньше, но имеем то, что имеем. То, что получаю на руки, тоже очень радует. Во всяком случае, это больше того, что я получал при правлении оппозиции и хоть какой то подъем зарплаты прослеживается, при нынешней власти зарплата поднялась где то на 25%, а это не мало.
Тобі платять всього 20-30% з того, що ти заробив, а 70-80% кладуть собі в кишеню. В той час, як в європейських країнах, навпаки. Тяжко це зрозуміти?
Економіка Уряду задовольняє тільки заангажованих гомосовєтікусів, заряженних бацилою комуноБандитизму, та частину олігархів. Скрізь корупція, обман, рейдерство, фізичний та моральний тиск, знищення середнього бізнесу, на якому тримається весь світ. Так про що мова? Це сімейно-БАНДИТСЬКА економіка від Азірова.
Когда же эксперды своей зарплатой за прогнозы ответят? Может Гыгвама слушают иликакого -нибудь другого пустоголового идиота?