
— После съемок на свиноферме больше часа отмывался, чтобы не убить коллег вонью. В тот вечер еще должен был играть в спектакле, - рассказывает литовский актер Андрюс Бялобжескис, 51 год. На родине работает в Молодежном театре Вильнюса. На Днях литовского кино в Киеве представлял фильм "Чудо".
Действие ленты происходит в начале 1990-х. Андрюс сыграл мужа председателя колхоза. Женщина пытается спасти свиноферму от банкротства. После развала СССР в независимую Литву приезжает представитель американской диаспоры. Становится собственником предприятия. Местные считают, что теперь заживут, как в сказке.
В 2018-ом Литовская киноакадемия отметила "Чудо" в четырех номинациях. За сценарий и работу режиссера назвали "лучшим фильмом года".
- Сложно было в современной Литве найти место для съемок, - продолжает Андрюс Бялобжескис.
— Я и сам удивился, когда увидел типичную советскую свиноферму в муниципалитете Бирштонас. Это курортный городок ничем не уступает немецкому Баден-Бадену. Быстро развивается. Думаю, уже в этом году того заповедника социализма не увидите. Сельское хозяйство у нас уже на совсем другом технологическом уровне. Самое смешное было, когда учился в школе. Нас, как всех советских старшеклассников, отправляли помогать колхозникам. Работал именно на этой свиноферме.
Фильм "Чудо" — совместное производство Литвы, Болгарии и Польши.
- "Литовская киностудия" построена при СССР, как предприятие давно не функционирует. На ее месте возвели жилой квартал. Все сцены внутри домов снимали в Софии. Болгары сохранили киномощности времен социализма. Переоборудовали в соответствии с велением времени. В их павильонах снимают американцы, британцы, потому что это дешевле. Болгарские реквизиторы помогли воссоздать типичное жилье позднего СССР. В Литве мы не нашли столько нужных признаков того времени — мебель, посуда.
Ксендза у вас в картине сыграл звезда польского кино Даниэль Ольбрыхский.
— Сразу сказал: дайте текст, я выучу. Работал в кино на восьми языках, но литовский господину Даниэлю не пошел, - добавляет Бялобжескис.
— Говорил на смешанном литовско-польском. У нас много осталось польских священников, так что все соответствует исторической правде. Вито Руджинис, воплотивший представителя литовской диаспоры, действительно впервые побывал на родине предков. В Голливуде нормально прокрутился, снимался в сериалах и крупных картинах. После Лос-Анджелеса как в кошмарный сон попал со зловонной фермой, тараканами. В начале съемок где-то на 25 процентов говорил на литовском. В конце уже на 70 процентов, даже нашел здесь родню.
Режиссеру и сценаристке фильма "Чудо" Эгле Вертелите было 8 лет, когда Литва стала независимой. Почему решила снять кино об этом периоде?
— Писала сценарий семь лет. Я ее и сам при первой встрече спросил, зачем это ей, ничего же не знает про тот период. Ответила, что ей рассказывала бабушка. Режиссеру интересно было окунуться в прошлое. В фильме есть и наш опыт — тех, кто пережил тяжелые 1990-е. Когда впервые попал во Францию, привез домой апельсиновый сок. В Литве это была экзотика. Но все быстро изменилось. Я, например, гулял по Киеву и слышал собачий лай. У нас этого уже не встретишь, исчезла агрессия между людьми, которая передается и домашним животным.
В 1992 году в центре Вильнюса тебя могли и застрелить. Потому что свобода пришла. Для всех. Бандиты поняли, что для них тоже время делать, что заблагорассудится, безнаказанно.
В Литве есть большой раскол между поколениями. Молодое не понимает наше. Воспринимает как сказку правду о 1990-ых. Я тогда только закончил театральную академию. В театре пили все, независимо от статуса, потому что неизвестно чего ждать завтра. Может, и лучше, что режиссер из другой генерации. У меня получилось бы жесткое кино.
В современной России в кино любят обращаться к периоду СССР, повторяют мифы о сплошных победах.
— В каком-то смысле эта картина помогла протрезветь тем литовцам, кто с ностальгией вспоминал Советский Союз. Это свойство людей скучать по молодости. А стоит напомнить, что в то время жили под гнетом. Это одна из задач настоящего кино — помочь без сантиментов посмотреть на свою жизнь со стороны.
Киношники из Восточной Европы часто обращаются к теме тоталитарного прошлого своих стран. Фильмы поляка Павла Павликовского получили "Оскар", награды в Каннах.
— Молодежь все меньше читает. Кино может помочь им понять время, которое сформировало их родителей. Хотя в фильмах Павликовского много монтажных вырезов. Например, в "Холодной войне" зрители моего возраста могут понять, за что герой фильма, вернувшись из Франции, оказывается в концлагере. Дети наших эмигрантов, родившихся в США в конце 1990-х, возвращаются в Литву. На уроках истории удивляются, спрашивают: а почему вы не вызвали полицию, когда в 1939 году видели на улицах русских солдат. Не понимают, что такое оккупация, война, репрессии.
Для Литвы осмысление прошлого через искусство — до сих пор сложный вопрос. Например, история "лесных братьев" — националистического подполья времен Второй мировой. Снять о них честное кино с одной стороны мешает пропаганда из России, с другой — больная тема Холокоста.
Кому-то эта тема в любом случае не понравится. В этом году Национальную премию получил прозаик Марюс Ивашкявичус. Писателю припомнили роман "Зеленые" 17-летней давности о партизанах. В книге убрал весь пафос. Описал их жизнь в лесу, как у обычных людей — с пьянками, сексом. За это обвинили в пренебрежении к национальным героям, посягательстве на святое.
Я в то время тоже должен был сниматься в фильме о "лесных братьях". Отказался. Не пожалел, потому что получилось дико плохое, фальшивое кино. Как советское, только мундиры поменяли.
Это, наверное, судьба всех стран, некогда оккупированных Москвой - иметь такое тяжелое наследство.
При Союзе "Литовская киностудия" славилась многосерийными телефильмами.
— После краха СССР в Литве развалились две вещи — кино и футбол. Если футбол окончательно на дно ушел, то кино постепенно возрождается. В год имеем 5-10 кинопремьер.
Мы завидовали поколению актеров фильмов "Богач, бедняк", "Американская трагедия". Я получил диплом в 1992-ом, но впервые в кино снялся в 2004 году. Кстати, снимали картину "Ты это я" в Крыму. Лента была в одном из конкурсов Каннского фестиваля. Мое поколение актеров пропало, ведь кино — это документ. Это то, что останется. Театральные роли испаряются, как воздух.
Украинцы отдают предпочтение развлекательному кино. Говорят, что проблем хватает и в жизни, не хотят их видеть на экране.
— В кино должны быть все крайности. Для думающей публики надо фильмы, которые передавали бы национальный характер. Анализировали реальность, показывали наши боли и радости. Мы не живем в мире глянца. Развлекательное кино везде одинаковое и в Украине, и в России, Франции или Голливуде. Красивая картинка в нем искусственная. Праздник должен уходить от души, сердца. Не понимаю, что интересного в гламуре. Смотреть на чью-то дорогую машину. Привычка к лживой реальности на киноэкране в нашего зрителя осталась с СССР.
Комментарии