— Согласен с тем, что в прошлом году "Донбасс" Сергея Лозницы стал лучшим фильмом, — говорит кинокритик Ирина Гордейчук, 68 лет. Обсуждаем лауреатов третьей Национальной кинопремии "Золота дзига". Церемония проходит в киевском конгрессно-выставочном центре "Парковый". Отметили кинематографистов в 20 номинациях.
- Я с опаской смотрела кино об оккупированных территориях, - продолжает Ирина Алексеевна. — Но вообще не разочаровалась. Сергей великий режиссер. Начинал как документалист. Когда снял первый игровой фильм "Счастье мое", брала у него интервью. Снес мне крышу своими парадоксальными ответами. Он по первой профессии математик. Как кинокритик понимаю, как делаются фильмы. Только не Сергея Лозницы.
Заслуженно получил "Золоті дзиґи" за режиссуру и за сценарий.
Какое общее впечатление от премии?
- За эти три года чувствуется прыжок украинского кино. Кроме Лозницы, было несколько достойных фильмов. Отмечу документальную программу. Была самая сильная на"Дзизі". Главный приз получил "Миф" (картина о звезде парижской оперы Василии Слипаке, воевал добровольцем на Донбассе, летом 2016-го погиб от пули снайпера. — ГПУ). Достойно. Но не считаю, что это лучший фильм. Приз правильно дали за гражданскую позицию. С точки зрения кино "Домашние игры" — о девушке-футболистке, которая сама воспитывает младших брата и сестру, "Папа — мамин брат" — интересные работы. Уже можно открыть тайну — я голосовала за картину "Явных проявлений нет". Это удивительное, тихое, как я называю, кино. Без взрыва эмоций рассказывает о женщине, которая была на войне, имеет семью, пытается вернуться к нормальной жизни. Кино просто доводит до состояния ступора, потому что это так искренне, естественно, по-человечески снято.
Что думаете о призе зрительских симпатий?
— Даже не обсуждаю. Сам победитель "Дзідзьо. Перший раз" — милый, симпатичный, нормальный. Но номинанты "Свингеры", "Сотка" — это что-то ужасное. Честно смотрела всех претендентов с ручкой в руке. Я просто одну цитату приведу из "Свингеров". Мужчина пытается сделать все, что нужно, с барышней, а она уже не хочет. Он расстегивает ширинку и говорит ей — на эмоциях таких идиотских: "Двери открываются, вход через Роттердам". У меня аж дрожь по коже, так неудобно перед вами повторять те реплики.
И вот что меня поразило тогда. У нас оказывается очень много людей, которые смотрят сугубо такое кино, с юмором ниже плинтуса. И голосуют потом за Зеленского. Я понимаю, что вкусы разные. Но меня поразило, что фильм "Свингеры" номинировался на премию национальной киноакадемии.
У нас уже есть антипремии для литераторов, например "Золотой хрен". Пора за кино такие тоже давать.
Но вообще имеем прогресс огромный. Хорошего кино много. И это невероятно приятно.
Мы удержим этот прогресс?
— С новым президентом не знаю. Зеленский уже высказался, что госфинансирования кино быть не должно. У меня немало претензий к фильмам "Когда падают деревья" или "Дикое поле" по роману Сергея Жадана (картину наградили "Золотою дзиґою" в номинациях "Лучшая мужская роль" — Олег Москаленко и "Лучшая мужская роль второго плана" — Владимир Ямненко. — ГПУ), но это кино. Его есть за что обсуждать. Такие картины нельзя снять без господдержки. Следующий год мы еще проживем, потому что бюджет перешел, а там посмотрим.
В общем, если будем двигаться в том же направлении, то все будет хорошо. Молодые украинцы заканчивают европейские киношколы, набирают другой опыт, начинают что-то делать в общей продукции. Преподаю и всегда говорю студентам-режиссерам: "Вы не придумывайте себе какие-то умозрительные темы. Снимайте о том, что вас лично волнует. О первом поцелуе, парень сказал "толстая", родители не отпускают, о личном. Тогда получится хорошее кино".
Сейчас много короткометражных фильмов берут награды именно с такими вроде простыми, общечеловеческими и универсальными темами.
А у нас как бывало пять-шесть лет тому назад? Все понимали, какие темы могут пройти на международных кинофестивалях: детские приюты или дома престарелых, инвалиды. А когда молодой человек об этом делает кино, он еще не знает потерь, у него никто, слава Богу, видимо, не умер. А без этого кино не бывает. Это надо пережить.
Что еще происходит с украинским кино?
— Очень хорошо нас воспринимают на международных фестивалях. Украинский зритель еще не очень привык к своим картинам в прокате. Но некоторые фильмы начинают в ноль выходить или даже покрывать бюджет. Чтобы было еще лучше, нужна хорошая реклама. И на нее надо тратить деньги.
Комментарии