"Последнюю баррикаду" мы проводили в Киеве, Луцке и Харькове. Теперь приехали в Крым, чтобы засвидетельствовать, что это наша земля. Что здесь может расцветать украинская культура", — говорит народный депутат Олесь Доний, 38 лет, во время открытия литературного фестиваля "Баррикада на Тузле".
1–3 августа он проходил в Симферополе, Керчи и на острове Тузла в Крыму. Инициатором мероприятия выступило художественное объединение "Последняя баррикада", которое возглавляет Доний. К участию пригласили несколько украинских, российских, белорусских и крымскотатарских литераторов.
На открытии у Дома офицеров в Симферополе собралось три десятка зрителей.
— Сейчас Лирник нам публику соберет, — говорит один из организаторов мероприятия.
45-летний Сашко Лирник (сказочник Александр Власюк) достает из футляра лиру и под музыку рассказывает прохожим сказки. Симферопольцы останавливаются, дети пробуют играть на инструменте.
Из микроавтобуса выносят серо-зеленый пулемет — символ фестиваля, который сопровождает членов "Последней баррикады" во всех поездках. Художник Анатолий Федирко, 50 лет, берет пулемет и начинает бегать с ним перед зрителями, позируя на камеры.
Перед микрофоном появляется женщина с седой косой на голове.
— Слава Советскому Союзу, лучшему государству в мире! — выкрикивает.
На нее не обращают внимания.
Люди расспрашивают, не связано ли мероприятие с затмением солнца, которое должно состояться с минуты на минуту. Они слушают стихотворения, звонят знакомым и приглашают присоединиться.
В субботу все едут в керченскую исправительную колонию N126. Здесь отбывают наказание те, кто совершил первое, но особо тяжкое преступление.
Узников рассадили в зале до прихода писателей. Между двумя рядами и на выходе стоят с десяток охранников.
— Какие девушки! — выкрикивает один из заключенных, увидев крымскотатарских писательниц. Когда в зал заходит заместитель начальника колонии по воспитательной работе Роман Ливченко, 31 год, узники встают и замолкают.
Доний рассказывает, как в свое время тоже очутился за решеткой:
— Осенью 1990 года я принимал участие в студенческой революции на граните. После студенческой "оккупационной забастовки" в красном и желтом корпусах Киевского университета нам начали "шить" дело о захвате государственных учреждений. Меня задержали по дороге к университету и повезли в КПЗ. Неделю провел в Лукьяновском СИ ЗО. Освободили по приказу тогдашнего председателя Верховной Рады Леонида Кравчука.
— Добрый день, мои деточки! — Сашко Лирник начинает сказку "Как казак на ведьме женился".
Узники смеются.
Бурными аплодисментами встречают выступление московского поэта Андрея Радіон ова, 36 лет. Восторг у публики вызывают строки "Мы будем смотреть фильм "Титаник", фильм "Титаник" — г.. но".
— Хотелось бы почитать его книжки, — делится после выступления Радионова 22-летний узник Иван Симухин. — Концерты здесь периодически бывают, но такой — в первый раз. На свободе я занимался музыкой. Играл на гитаре. Учился на музыканта. Сейчас много чего забыл, но бывают наплывы, когда я пишу и пою.
Говорит, что сидит в тюрьме за разбойное нападение. Четыре года отсидел, осталось еще пять.
Следующий пункт программы — пограничный с Россией остров Тузла.
Гостей везут туда теплоходом. Пограничная служба проверяет наличие паспортов. На острове ожидают отдыхающие единственного на Тузле пансионата для работников Керченского порта "Два моря".
— Несколько лет назад Россия начала что-то на Тузле насыпать, а мы, чтобы углубить дружбу с Россией, хотим остров прокопать, — говорит Доний и берет лопату.
Националисты ненормальные, хотят остров разделить. Миша, пошли отсюда
Призывает, чтобы начинали копать от моря. Символическую канаву на границе с морем роют 10 мин.
— Понаезжали тута, — кричит из толпы, которая собралась посмотреть, женщина лет сорока. — А говорили, дружить сюда приехали. Националисты ненормальные, хотят остров разделить. Миша, пошли отсюда, — берет мужа под руку.
Крымскотатарский художник Исмет Шейх-заде, 43 года, зовет всех участвовать в перфома нсе "Правое продвижение". Желающим он рисует золотой краской стопу правой ноги и приглашает оставить свой след на разостланных на пляже картах Украины и Крыма, а также на снимках из космоса острова Тузла.
Единственный на острове магазин закрыт. Каждому участнику организаторы выдают по литру воды. Привезли также пиво и вино. Покормить обещают в полночь в керченском ресторане "Арарат".
— Это первый, но не последний фестиваль на Тузле, — обещает Доний. — В следующем году пригласим эстонцев, болгар, итальянцев, потому что в Крыму было много разных поселений, в частности три эстонских поселка.
Комментарии
2