"Когда я училась на дирижировании, мой преподаватель говорил: "Тяжело вам, Вика, будет: ребята съедят". Теперь кто-?кто, а мужчины едят меня меньше всего", — рассказывает дирижер Виктория Жадько, 38 лет.
Она встречает нас на даче в Софиевской Борщаговке. Невысокая, хрупкая. Одета в черные брюки, черно-?белый свитер и домашние зеленые вьетнамки. К ее просторному одноэтажному дому прилегает пристройка. В ней бегает каштановая овчарка.
— Кусается — молодой, глуповат немного. Так что заходите поскорее, — говорит Виктория, держа собаку за передние лапы.
Виктория предлагает кофе. А пока закипает вода, зажигает свечу в виде шара, которая стоит на столе. Извиняется за ремонт:
— Взялись перестраивать дом, а выяснилось, что столько денег на это нужно, — она откидывает с лица прядь. — Тысячу долларов заплатила только за то, чтобы разобрали сарай. Да и то его так долго разбирали, что я уж готова была сама рукава засучить.
Тяжело? — спрашиваю.
— Я привыкла в жизни рассчитывать только на себя, — она разливает кипяток в чашки. — В 15 лет поехала учиться в Луганское музыкальное училище. Вспоминаю те времена как самые лучшие. Дисциплина у нас была очень серьезная. Корпус училища соединен с общежитием. В 6 утра студенты начинают заниматься, а ты спишь и сквозь сон слышишь: духовые, балалайки, скрипки... Потом училась в Киевской консерватории и параллельно работала. Гастролировать начала с третьего курса. Правда, тогда можно было только по Союзу.
Тысячу долларов заплатила только за то, чтобы разобрали сарай
А когда впервые поехали за границу?
— В 1989 году в Венгрию — на международный фестиваль классической гитары. Чтобы сделать загранпаспорт, я буквально "пробивала" стену головой. Потратила все летние каникулы, чтобы получить визу.
Кроме дирижирования, вы учите студентов.
— Да, готовлю преподавателей игры на классической гитаре.
А почему выбрали гитару?
— Это не я, ? — весело крутнулась. — Это моя мама. Ее подруга была преподавательницей по классу гитары, и маме удобно было оставлять меня на нее. Детей брали на занятия с десяти лет, а я начала в девять. Специальных детских инструментов в Советском Союзе не делали, поэтому таскала за собой взрослую гитару. А была малорослой — на физкультуре всегда стояла второй с конца.
Сейчас я девятилетних на учебу почти не беру. Начинаю учить с шести? – семи, максимум с восьми лет. В прошлом году даже четырехлетнего мальчика взяла.
Для деток заказываю инструменты меньшего размера в Польше, Чехии... Сейчас покажу, — Вика легко спрыгивает со стула и проводит нас в соседнюю комнату. На стене висят восточные инструменты. — Это мне из Казахстана аспирант привез, — хвастается. — Правда играть на них до сих пор не умею.
В углу комнаты стоят стопки треугольных картонных коробок. Виктория становится на стул и вытаскивает из одной коробки небольшую гитару.
А своих детей учите играть?
— Старшему Денису — семь. Он у нас с четырех лет учился играть на флейте, а теперь взялся за скрипку. Маленькому Дарику — четыре с половиной, а видели бы вы, как он танцует, — Вика мягко улыбается. — Водим его на хореографию.
Ваш муж тоже музыкант?
— Да, гитарист.
А как вы познакомились?
— В университете... Я у него преподавала, — говорит она неохотно. — Я никогда не обращалась со студентами так, будто я страшный монстр, а ко мне приходят глупые подушки, которые нужно набить пером. Мы между занятиями пьем кофе или чай, общаемся.
А чем он вам понравился?
— Ну, не знаю чем. Интересовался, может, немного больше, чем другие. Казалось, он будет хорошим исполнителем и преподавателем, — она крутит серебряный перстень на руке. — Так оно и есть. Вместе мы живем уже лет семь. Ученики его любят, а я знаю, что мой труд не пропал даром.
Бывали случаи, когда солистам?-духовикам становилось плохо и они падали со стула
У вас бывали непредсказуемые ситуации на концертах?
— "Сюрпризы" бывают очень часто. Главное — не терять контроля, — випрямляется Вика.
А никогда не бывало такого, чтобы кто-нибудь из музыкантов уснул?
— Ну-?у, это уже я не знаю, какой бездарный дирижер должен быть, чтобы у него оркестр уснул. Как-?то за десять минут до начала концерта ко мне подошел музыкант — первый гобоист, и говорит: "Маэстро, трагедия. Мой инструмент сломался". А он главную партию в концерте играл. Если не держать себя в руках, от такого сообщения инфаркт можно получить. Но мы выкрутились: первый флейтист в ответственных местах ухитрялся подхватывать одновременно две партии.
Разное бывает — и струны рвутся, и грифы ломаются. У знакомых дирижеров бывали случаи, когда в их оркестрах перед ответственными соло солистам-?духовикам становилось плохо и они падали со стула.
С кем из мировых звезд работали?
— С королевскими филармоническими, государственными оркестрами, со скрипачами, пианистами в Голландии, Дании, Финляндии, Польше, России, Германии. Запомнилась встреча с испанской пианисткой Алисией де Ларочча. Это вип?-женщина в музыке — ученица легенды испанской музыки Гранадоса. Ей семьдесят с лишним лет, а она такая шустрая! Концертирует до сих пор. Учила меня, как нужно жить.
Еще люблю людей из оркестра. Часто там играют 80-?летние музыканты. Я к ним цепляюсь, как пиявка, и пытаюсь из них высосать секреты. Хотя лично знакома и с Гидоном Кремером, и с Юрием Башметом...
Кроме музыки чем увлекаетесь?
— А вы не видите? — оглядывается вокруг она. — Домом. Я его сама полностью проектирую. Архитекторов не заказывала, только рабочих. Он еще только строится, а я уже о дизайне думаю. Собираюсь сделать второй этаж. Это очень похоже на музыку: в ней тоже нужно строить — только в мечтах. А здесь твой дом стоит перед тобой, и ты ежедневно можешь его видеть.
Огород у вас есть?
— Вот там есть участочек, — показывает рукой в окно. — Но морковь выращивать не собираюсь. На даче люблю просто дышать свежим воздухом и отдыхать.
1967 — родилась в Киеве
1986 — поступила в Киевскую консерваторию
1993 — победа на первом Международном конкурсе дирижеров имени Сергея Прокофьева
До 1993 — дирижирует Заслуженным академическим симфоническим оркестром Национальной радиокомпании Украины
1995 — первая премия Гжегожа Фительберга на международном конкурсе дирижеров в Катовице 1998 — лауреат конкурса имени Николая Малько в Копенгагене
1999 — родился сын Денис
2001 — родился сын Дарик
Среди европейских женщин-дирижеров имеет наибольшее количество отличий
Комментарии