64-летний фотограф Антон Соломуха выехал из Советского Союза во Францию в 1979-ом. Теперь его работы выставляют лучшие галереи Парижа, Брюсселя, Дублина, Лондона, Нью-Йорка. В прошлом году впервые показал в Киеве свою выставку — "Красная Шапочка в Лувре". На фоне полотен известных художников снял обнаженными французских бизнесменов, писателей, спортсменов.
В музее "Мистецький арсенал" к Антону Соломухе подходит коллекционер картин Антин Мухарский:
— Я ваш страстный поклонник. Мы создаем энциклопедию жлобства, хотим предложить вам принять участие, — Соломуха одобрительно кивает. Говорит, его это давно интересует.
Выходит из "Мистецького арсенала". Идет к кафе "Купол" в 300 м от Киево-Печерской лавры. Там его ожидает одесский художник Александр Ройтбурт.
— В 1970-х из СССР никто не выезжал, — рассказывает Антон. — Я прочитал рассказ Хемингуэя и решил убегать. У него человек, который сидит в итальянском кафе, мог спокойно полететь в Германию, Испанию, Швейцарию. Друзья привели в мою мастерскую французских студенток. Через полгода женился на одной, и мы поехали в Париж. На нее претендовал художник Иван Марчук, но она выбрала меня. Визу открыл на год. Мне звонили из посольства, КГБ. Сообщали, что я осужден на семь лет за измену родине.
Начал выставляться в лучших галереях Парижа.
— Как-то жена сказала, что не хватает денег, чтобы заплатить за квартиру. Я создал 10 эротических рисунков пером. Рисовать умел хорошо, потому что учился у Татьяны Яблонской. Эти работы купили за 2500 франков. Позвонил Миша Шемякин (российский художник, в советское время выехал во Францию. — " ГПУ"), предложил выставляться вместе. Через год в галерее Лоре Мути открыл первую выставку. Раньше там выставлялись Майоль, Пикассо. Денег на рамы не хватало, на мусорниках нашел старые, отреставрировал их.
В Париже художников значительно больше, чем в Киеве. Там работают 200 тысяч художников, в Нью-Йорке — 400 тысяч. Французы рисуют так плохо, что это становится оригинальным. На их работах ничего нельзя понять, а искусство должно быть понятным.
Заниматься фотографией начал в 2002-ом.
— Как-то испанский художник Арройо сказал мне: "Чтобы о тебе начали говорить, нужно написать роман, оперу, балет, снять кино, фотографировать и писать живопись". Чтобы стать популярным, нужно заниматься мультимедийным творчеством. В 2002-ом познакомился с фотографом Робером Дуано и с ним сделал первый снимок. С тех пор ежегодно создаю сотни тысяч фотографий. Каждый снимок обрабатываю на компьютере в " фотошопе".
Антон Соломуха 30 лет не был в Украине. Впервые приехал в конце 2008-го.
— Возвращаться не хотел, даже ностальгии не было. Несколько лет тому назад во Франции были в моде российские художники. Во время оранжевой революции интересовались Украиной. Теперь популярно китайское искусство. В Париж ко мне часто приезжали украинские художники. Встречался и с министром культуры Василием Вовкуном. Он сказал, что в Украине нужно развивать фотографию.
Питер Веткин снимает только толстых, безруких
Киевский галерист Павел Гудимов предложил Соломухе сделать фотографии в Чернобыле.
— В зоне отчуждения сделал 6 тысяч снимков. Сотню фотографий сразу презентовал в Париже и Брюсселе, они производили фурор. Показал в Чернобыле человека, который ничего не знает об этой трагедии, — находит на ноутбуке снимок. На нем мужчина в доме с разрушенными стенами ест суп из алюминиевой миски.
Говорит, на Западе большинство галерей узкоспециализированные.
— В Ирландии одна выставляет только виды неба. В Париже есть несколько галерей, которые специализируются на гомосексуализме. Популярный во Франции фотограф Питер Веткин снимает только людей с недостатками — толстых, безруких. Считает, что уродство спасет мир. Хочу привезти его в Киев.
Рисовать больше всего любит женские ноги
Так говорят из-за эротизма его снимков. Больше всего он любит фотографировать женскую грудь, а рисовать — ноги.
— Я рад, что мои работы кого-то возбуждают. Сам я никогда такого не чувствую, когда творю. Изучение голого тела модели и постановка света на протяжении первых 3–4 часов работы убивают во мне все сексуальное желание. Мои работы — это математический расчет. Я ищу прицельное освещение, похожее на вспышку, когда фотографируют на паспорт.
Комментарии
1