Недавно координатор группы экспертов по реализации энергетического меморандума Украина — ЕС Александр Тодийчук сообщил, что в Украине действует 120 подпольных заводов по производству бензина. Мол, такую цифру дало исследование, проведенное по заказу заграничной компании.
Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн, 32 года, сомневается в таком количестве нелегальных заводов.
— Масштабность проблемы никто не отрицает, — говорит он. — Но 120 — это цифра, от которой становится страшно. Вот в Крыму подобных заводов шесть — это известно точно.
По его мнению, количество "самопала" в Украине достигает 10–20% всего бензина, который продают на АЗС.
Ловкие дельцы крадут нефть как из действующих, так и из законсервированных месторождений. Кое-кто умудряется отбирать ее уже из трубопроводов. Основные регионы подпольного производства бензина — Харьковская, Полтавская, Сумская области. Немного меньше "гонят" его в Крыму, на Днепропетровщине, Ивано-Франковщине и Львовщине.
В Украину также попадает достаточно много контрабандного бензина, преимущественно из России — через Донецкую, Луганскую, Сумскую области.
— На Луганщине это явление приобрело массовый характер, — отмечает эксперт. — Там постоянно ловят машины с нефтепродуктами, раскапывают трубопроводы.
Доказательства нелегальной нефтепереработки в официальной статистике обнаружили также специалисты Центра содействия изучению геополитических проблем и е вроатлантическ ого сотрудничества "Номос". Они провели исследование относительно прозрачности прибылей нефтегазового сектора Украины.
Выяснилось, что каждый год увеличивается разрыв в учетных данных Госкомстата и Минтопливэнерго по добыче нефти и газового конденсата. Так, только за 2006 год разница составила 3%. Их цена — 275,8 млн грн.
Процесс изготовления "самопального" бензина похож на производство самогона. Сначала нефть испаряют, а уже из пара конденсируют бензин, керосин и другие продукты. Потом продукт реализуют на автозаправках.
Сергей Куюн считает, что правительство должно принять самые жесткие меры по прекращению этого явления. Ведь государство недополучает налоги, "нормальные" участники рынка — прибыли.
— Каждый пяты й-ше сто й литр бензина в стране — паленый, — говорит Сергей Куюн. — Неужели нельзя этого выявить?
В то же время Александр Тодийчук замечает: хотя нелегальная нефтепереработка бьет по качеству бензина, она позволяет сдерживать цены.
Комментарии