![](https://static.gazeta.ua/img2/cache/gallery/991/991818_1_w_300.jpg?v=0)
В начале 1990-х в России была декоммунизация. Городам возвращали старые имена, улицы переименовывали. Но все быстро закончилось.
Дискуссия об истории РФ упирается в неразрешимые проблемы. Кем был Ленин? Историческим деятелем, который сумел собрать воедино государство? Или революционером, который разрушал империю и уничтожал ее элиту? Кем был Сталин? "Эффективным менеджером" или кровавым тираном?
Почему империя расширяла свои границы? Было это "добровольным присоединением" или оккупацией? Хотят национальные окраины жить вместе с Москвой или готовы к самостоятельности? Кто несет наибольшую опасность для российского государства? Тот, кто совершал преступления или тот, кто говорит сегодня о них вслух?
Российская история полна противоречий. Потому что это недораспавшаяся империя. Она лишает идентичности покоренные народы. Продолжает врать самой себе о том, что случилось в Крыму и на Донбассе. Отчаянно пытается избежать участи, постигшей все другие империи в ХХ веке.
Россия стремится свою историю погрузить в формалин. Это не удивительно. К концу прошлого века территория РФ стала гораздо меньше, чем в его начале. Нынешние правители надеются удержать то, что осталось. Для этого - погрузить страну в спячку. Заморозить любую внутреннюю дискуссию.
Конструкция РФ настолько шаткая, что боишься трогать любую деталь, чтобы не запустить принцип домино. Поэтому Ленин лежит на Красной площади, а рядом в Манеже проходит выставка к 300-летию дома Романовых. Поэтому в Крыму улицы имеют имена Белы Куна, который расстреливал белогвардейцев, и там восстанавливают памятник Екатерине II. Поэтому музей жертв репрессий соседствует с памятником энкавэдистам.
Оккупированные РФ территории не исключения. В Крыму продолжают косо смотреть на крымских татар - не желая дискутировать о двухсотлетней судьбе коренного народа. Стыдливо отказываются переименовывать улицы, названные в честь палачей. Пытаются вытравить из поколения, выросшего при Украине, память о другом отношении к прошлому. Потому что любая попытка откровенного разговора об истории может спровоцировать вопросы, на которые сегодня в России никто не хочет отвечать. Но рано или поздно придется.
Комментарии