Старший экономист Международного центра перспективных исследований Ельдар Газизулин, 28 лет, считает, что Украина должна была бы согласиться с ценой в $250 за тысячу кубометров российского газа.
Какова все же экономически обоснованная цена российского газа для Украины?
— Это прежде всего будет зависеть от того, будут ли отменены теневые схемы. Однако похоже, что коррупционная составляющая в газовых поставках российского и среднеазиатского газа остается.
Поэтому можно говорить о диапазоне цен, который не очень нарушит нынешнюю схему. То есть, от 200 до 300 долларов за тысячу кубометров. Приемлемо и для России, и для Украины. Но поскольку до сих пор мало известно, кто и сколько получает за пределами публичных расчетов, то трудно говорить конкретнее.
Сможет ли Украина повысить ставку транзита газа в Европу?
— Если такое повышение и произойдет, то будет незначительным. По крайней мере на 2009 год. В основном в переговорах между "Газпромом" и "Нефтегазом" будут обсуждать цену газа, а не его транзита.
Стоило ли Украине согласиться с ценой в 250 долларов за тысячу кубометров, которую сначала предлагал "Газпром"?
— Да. Для украинской экономики это высоковатая цена, но реалистичная. Она соотносительна со стоимостью газа для европейских потребителей. Хотя для нас самой оптимальной была бы цена в 220–230 долларов.
На конец 2008 года страны Европы платили за российский газ от 300 до 500 долларов. Для них стоимость газа зависит от цены на нефть, которая фиксируется на 4–6 месяцев раньше. Поэтому европейцы в прошлом году платили достаточно много, так как были привязаны еще к летним ценам на нефть. Они тогда были самыми высокими.
Начиная с второго квартала 2009 года, стоимость газа для европейцев существенно снизится — до 300 долларов.
Пострадает ли в связи с прекращением со стороны России поставок газа наша газотранспортная система?
— Техногенной катастрофы в связи с этим быть не должно. Но некоторые технологические трудности в ее управлении будут.
Как понять логику действий России относительно Украины в газовом вопросе?
— Нынешний инцидент похож и на предыдущие споры, которые удавалось каждый раз урегулировать до Нового года. Но тогда был экономический рост, цены на энергоносители постоянно росли. В настоящее же время мировая экономика падает, так же и цены на нефть и газ. И это нарушает ранее заключенные договоренности и ожидания сторон.
Кроме того, остается теневая составляющая в газовых отношениях Украины и России, подозрения в коррупции. Имею в виду схему поставок газа через посредническую структуру РосУкрЕнерго. Возможно, проблемы в переговорах между НАК "Нефтегаз Украины" и "Газпромом" как раз и вызваны тем, что стороны не могут договориться о перераспределении теневых финансовых потоков.
Не пытается ли Россия таким образом давить не только на Украину, но и на всю Европу? То есть показать, кто от кого зависит.
— Возможно, и так. Но для Кремля от этого конфликта могут быть как позитивные, так и негативные последствия.
Россия всегда пыталась убедить Европу, что она является надежным поставщиком газа. Но отныне ее имидж серьезно пострадает. Несмотря на все обвинения в адрес Украины, европейцы склоняются к тому, что виноваты обе стороны. Поэтому этот скандал навредит геополитической позиции Москвы.
В нынешней мировой экономической ситуации уже не поставщики диктуют условия потребителям, а наоборот. Сейчас у покупателя газа — Евросоюза – более важные козыри в этой игре, чем у России. Этот демарш со стороны Кремля Европу и беспокоит, и раздражает. В условиях, когда падают цены на энергоносители, ее позиции усиливаются.
Сколько Украина и Европа могут выдержать без поставок российского газа?
— Украина менее уязвима в этом. Поскольку у нас есть уникальные газохранилища, которых нет ни у одной страны Евросоюза. В них накопленные запасы позволяют продержаться несколько месяцев. А вот Румыния, Италия, Словакия, Чехия, балканские государства уже имеют серьезные проблемы из-за недостатка голубого топлива. Там уже не отапливают жилые дома, а предприятия сокращают потребление газа. Поэтому эти страны в первую очередь будут давить на Москву и Киев, чтобы как можно скорее урегулировать нынешний газовый спор.
Как Европа сможет повлиять на Кремль?
— Как всегда, Евросоюз будет действовать прежде всего дипломатическим путем. Нельзя сказать, что Европа не думала о том, чтобы уменьшить долю России в своем энергобалансе. Но нынешняя ситуация заставит ее ускорить воплощение этих проектов.
Комментарии