![](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/492/492456_1_w_300.jpg?v=0)
На коммунальном предприятии "Черкассыэлектротранс" планируют сократить 27 кондукторов и выпускать меньше троллейбусов на маршруты.
— Вчера нас предупредили, что что-то будет. Я не поняла толком: то ли сокращение, то ли должность кондуктора будет меняться. Часть людей просто выгонят. Уже ходит контролер смотрит, все ли обилечены, предъявляют ли пенсионеры удостоверение. Попался — до свидания, — говорит кондуктор Галина Ивановна, 48 лет. Работает на троллейбусном маршруте №10. — Проезд стоит 1,5 гривни, пенсионеры и льготники ездят бесплатно. За день может быть 140 — 160 гривен выручки. Молодые на троллейбусах почти не ездят.
Троллейбус переполнен. Внутри чисто, но стоит страшная вонь. Две женщины у дверей просят передать на проезд, из-за давки кондуктор к ним пройти не может. Копейки падают под ноги, люди их собирают и передают.
— Получила 24 марта зарплату за январь, ждем со дня на день за февраль. Получаю 1000 -1300 гривен, а водители наши 2500. Все кладу на кредитку, еще и не хватает, так и живем в кредит.
Доезжаем до конечной остановки "Речной вокзал".
— Все, теперь на обед, потому что так график поделали, что приходишь домой ночью и уходишь с самого утра, — говорит водитель Иван Федорович, 57 лет.
Троллейбус №8 курсирует четыре раза в день по маршруту ул. Рустави — завод "Аврора".
В 10.45 точно по расписанию подъезжает старый ржаво-белый троллейбус. На остановке собралось около 30 пенсионеров. Тянут в салон сумки, ящики, "кравчучки".
— У нас ездят только льготники. Ты одна заплатила, — говорит кондуктор 50-летняя Галина Куцик. — Теперь льготы и удостоверения даже 25-летним дают. Сейчас у нас сокращение штата — бухгалтеров, кассиров увольняют. Не знаю, что будет с кондукторами. Отправят на биржу или предложат какую-то другую работу. Мы вчера расписались, что ознакомились с приказом, в котором написано "в связи с сокращением троллейбусов, сократить кондукторов".
Галина пытается продвинуться в середину троллейбуса, чтобы проверить удостоверения.
— В прошлом году зарплату урезали из-за сокращения количества троллейбусов на маршруте, — вздыхает кондуктор. — Живу сама, у меня своя двухкомнатная квартира. Зарплата 1600 — 1800 гривен. Хорошо, сестра в Италии работает, так она мне свитерочек или еще что-то передаст.
Возле "Эпицентра" пересаживаемся на 14-й троллейбус. Здесь кондуктора нет. Билеты продает водитель 42-летняя Людмила Зинченко.
— У меня экспериментальный маршрут. Проверяют, может ли водитель сам обслуживать пассажиров, — говорит. — Здесь на маршруте ездит одна машина, в принципе, кондуктор и не нужен. А на седьмом, первом, десятом — без кондуктора никак.
Нужно проводить транспортную реформу
— Троллейбусный парк на грани банкротства, потому что в городе так и не запустили транспортную реформу, — рассказывает Виталий Дядченко, 37 лет, депутат городского совета, бывший директор "Черкассыэлектротранса".
— Разработали новую схему маршрутов. Предусматривалось, что по центральной части города будут ездить только троллейбусы. Маршрутки бы только довозили до центральных улиц. Но пересадить людей в старые ржавые троллейбусы было бы несправедливо. Нужно покупать новые троллейбусы, чего не сделали. На этот год уже ничего не предусмотрено по троллейбусам. Единственное, что выделили, — 10 миллионов на светофоры. Их вообще нецелесообразно покупать. Потому что нет же проекта управления траффиком.
Чтобы сделать "Черкассыэлектротранс" прибыльным, нужно убрать все некоммерческие рейсы. Например, на 14-ом маршруте даже кондуктор не работает, потому что троллейбус не привозит деньги, чтобы на зарплату кондуктору хватало. Нужно пустить все троллейбусы по бульвару Шевченко, и 10-й троллейбус с Юго-западного района на Таможню через бульвар. С центра поубирать маршрутки. Тогда предприятие станет успешным.
Черкассам нужно около 80 троллейбусов, по подсчетам специалистов. А предложения резать на металлолом — это бессмысленные идеи. У нас и так достаточно срезали и сдали на металлолом. И потом, куда пойдут люди, которые всю жизнь проработали в троллейбусном парке? У них очень узкая специализация. К тому же там работает много людей в возрасте. У власти же должна быть какая-то социальная ответственность перед обществом.
Комментарии
1