Саудовская Аравия потеряла статус единственной страны в мире, где женщины не могли садиться за руль. На этой неделе все — и наивысшие религиозные консультанты, и министры, и король — согласились отменить этот запрет. 27 сентября вышел нужный декрет.
Начиная с 1990-х, проблема женского вождения регулярно выныривает на поверхность. Обычно саудитки-феминистки устраивают акцию, а затем выслушивают претензии от влиятельных шейхов страны. Например, популярно мнение — если женщина будет водить машину, ее половые органы неминуемо деформируются и она не сможет родить здорового ребенка. Также консерваторы переживают за отделение женщин от мужчин. В школах девочки и мальчики учатся отдельно и в разные периоды суток, а в дорожном движении все перемешаются. Подобные протесты всегда подавлялись властью, невзирая на мнение международного сообщества.
Впрочем, опасение за половые органы — не главная причина запрета. В действительности активная жизнь женщин просто не одобряется: в Аравии она должна быть как можно более пассивной и передавать максимум полномочий мужчинам. Как же быть, если сможет сама водить машину? Это ассоциируется с образом независимой женщины, которой мужчина не очень и нужен. Это противоречит картине мира большинства саудитов. В то же время в селах страны можно иногда встретить женщин, которые беспрепятственно водят машину. Мужчины там более заняты, чем в городах. Крестьянки, садясь за руль, высвобождают время мужа, помогают ему и экономят расходы, например, на такси. Поэтому в большей степени именно из экономических соображений и началось неформальное одобрение женщин-водителей.
Стало понятно, что расходы на водителей сильно бьют по карману мужчин и забирают время, которое они могли бы посвятить работе. Если мужчина будет работать меньше, будет страдать экономика Аравии, полностью зависимая от мужского труда. Также в стране начали понимать — если не привлекать женщин к труду, а следовательно, к активной жизни, финансовый коллапс рано или поздно наступит. "Еще и цены на нефть упали", — подумали правительственные чиновники-саудиты. Знаково, что самыми упорными были религиозные деятели. А теперь наивысший их орган — консульство религиозных ученых — одобрил декрет короля. Даже самая консервативная религия идет на уступки, если запрет неудобен или нуждается в больших финансах.
Комментарии