понедельник, 24 октября 2022 20:01

Спецтема: Война России против Украины

"Германия должна остановить новый геноцид в Европе, даже путем военного вмешательства" – Энн Эпплбаум

"Германия должна остановить новый геноцид в Европе, даже путем военного вмешательства" – Энн Эпплбаум
Историк Энн Эпплбаум считает, что внутри Германии есть два лагеря – один боится России и хочет мира за счет Украины, а второй готовый помогать Украине, не смотря на возможную цену для самых немцев / Wikipedia

Мнения в американском издании The Atlantic историка Энн Эпплбаум

В феврале, через три дня после того, как Россия вторглась в Украину, канцлер ФРГ Олаф Шольц выступил в Бундестаге и произнес замечательную речь. Шольц, социал-демократ без опыта в военных вопросах, сказал стране, которая с 1990-х привыкла считать, что ей больше не нужна настоящая армия, что в этом году он добавит €100 млрд в оборонный бюджет. По его словам, Германии нужны "самолеты, корабли и солдаты, оптимально оснащенные для выполнения своих задач". Он заявил, что десятилетия растущей зависимости от российской энергии прекратятся, и что Берлин начнет готовить альтернативы. После нескольких недель отказов от отправки оружия в Украину, он заявил, что ФРГ отправит противотанковые средства и ракеты Stinger.

Шольц назвал это Zeitenwende, или "историческим поворотным моментом", и не все были к этому готовы. Мари-Агнес Штрак-Циммерманн, глава комитета Бундестага по обороне, и член правительственной коалиции от свободных демократов, наблюдала за лицами политиков из партии Шольца - СДП. Она видела, что многие ошеломлены. Она думала, что "поворотный момент" начнется сразу. Вместо этого, по ее словам, Шольц будто бы "сказал эти громкие слова, а затем сел отдохнуть".

Несмотря на то, что в Украину поступает все больше немецкого оружия, споры о нем остаются в Германии гораздо более острыми, чем где-либо еще

И вот где мы сейчас – с момента этого выступления немцы спорят, что на самом деле означает помощь Украине, какое оружие можно отправлять, а какое нет, потому что это может вызвать какую-то крайнюю реакцию России. Несмотря на то, что в Украину поступает все больше немецкого оружия, споры о нем остаются в Германии гораздо более острыми, чем где-либо еще. Трудно представить, чтобы какое-нибудь крупное американское ток-шоу в течение часа говорило о том, отправлять ли танки в Украину, но недавно одно немецкое ток-шоу это сделало. Я знаю, потому на нем была.

Оппозиционные политики громко критиковали правительство по этому поводу, как и по многим другим, но Штрак-Циммерманн и другие политики из правящей коалиции также критиковали темпы и характер помощи, которую выделяет их же кабинет. Антон Хофрейтер, член Бундестага от Партии зеленых, которая также входит в коалицию, сказал, что поставки тяжелого оружия происходили только потому, что так много людей "давит" на них.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Придется расставлять неприятные приоритеты: защищать жилые объекты или инфраструктуру" – сэр Лоуренс Фридман

У Германии есть танки, которые она могла бы предложить Украине, но еще не сделала этого. Берлин запретил также другим странам Европы, владеющим танками немецкого производства, отправлять их. Но Германия прислала много другого тяжелого вооружения, в том числе, зенитные комплексы Flakpanzer Gepard. Благодаря этим поставкам, а также системам ПВО, которые на прошлой неделе уже сбивали ракеты в небе над Киевом, Германия стала третьим по величине поставщиком оружия Украине, после США и Великобритании.

Между тем Польша и другие страны передали Украине танки советского образца, которые были у них на складах. Украина забрала еще немало таких же, оставленных российской армией. Большие современные западные танки, которые можно использовать для атаки на российские войска, могут дать Украине преимущество. Но никто их не дает. Многие немцы думают, что этот отказ - форма нерешительности. Когда они говорят об этом, довольно быстро злятся.

Некоторые объяснения немецких политиков связаны с логистикой – танки требуют длинных цепочек поставок и систем ремонта, а для этого потребуется много времени. Некоторые связаны с тем, что если захватят танки с немецким железным крестом, это будет прекрасный повод для российской пропаганды сказать, что НАТО атакует нас.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "США и союзники готовят нас к новым российским атакам" – Михаил Жирохов

Но логистику можно исправить. Пропаганда уже почти никого не беспокоит. Путин знает, на чьей стороне Берлин, и в любом случае немецкие танки будут окрашены украинским флагом, а не немецким. По правде говоря, решающий аргумент – политический. Больше никто не поставляет современные танки – ни французы, ни американцы. А немцы ждут, что кто-то другой, особенно США, будут первыми.

Но почему? Германия могла бы создать консорциум из стран, владеющих немецкими танками – Польши, Нидерландов, Финляндии, Испании и Греции, и поставлять их вместе, что помогло бы решить логистическую проблему тоже, так как было бы больше танков и учебных центров. Группа политиков-зеленых и либерал-демократов выступила с заявлением, и призвала именно к этому. Но вряд ли социал-демократы присоединятся к ним, пока канцлер не решит. Пока Шольц не решил, потому что на самом деле это не спор о танках. Это спор о Германии. Этот аргумент до сих пор не разрешен.

Уроки немецкой истории вынуждают Германию предотвратить новый геноцид в Европе, даже если это означает военное вмешательство

Подсказка содержится в исторической справке – "как страна, ответственная за самые ужасные преступления в области прав человека в Европе, особенно в Польше и странах бывшего СССР, мы несем особую ответственность за восстановление и обеспечение мира", и предотвращение нарушения прав человека. Другими словами, эта группа зеленых и либеральных демократов говорит, что уроки немецкой истории вынуждают Германию предотвратить новый геноцид в Европе, даже если это означает военное вмешательство. Они и другие сильно это чувствуют и часто говорят об этом.

Урок 1945 года, как его широко поняли немцы, – Германия должна предотвратить войну любой ценой, отказавшись вступать в нее независимо от ставок, особенно в Европе

Но за последние три четверти века, и особенно за три десятилетия после распада СССР и воссоединения Германии, многие немцы извлекли из истории прямо противоположный урок. Урок 1945 года, как его широко понимали до сих пор, заключался в том, что Германия должна предотвратить войну любой ценой, отказавшись вступать в нее независимо от ставок, особенно в Европе.

Урок 1989-го часто понимался точно так же. Если американцы считают, что выиграли холодную войну благодаря ядерному оружию, многолетнему присутствию американских войск в Европе и стремлению Рональда Рейгана усилить эту гонку вооружений, то многие немцы, особенно социал-демократы считают, что компромисс и торговля – главное. В частности, строительство взаимовыгодных трубопроводов к российским газовым месторождениям. Мол, это положило конец конфликту.

Здесь также играют роль интересы бизнеса, особенно крупных немецких компаний, которые инвестировали в трубопроводы. Поговорите с немецким промышленником или экономистом, и вы часто можете услышать настоящую тревогу – когда же кончится война? Когда мы вернемся к нормальной жизни?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы взорвали фундамент российских сил" – Иван Ступак

Наряду с нулевым военным участием старый урок немецкой истории также подразумевал "зеленый свет" для ведения бизнеса с Россией, закрывая глаза на растущие свидетельства российской агрессии и предполагая, что высокий уровень экономического взаимодействия рано или поздно сделает россиян более дружелюбными. Мантра "изменение через торговлю" набрало обороты потому, что это звучало красиво и было прибыльно. Хотя Штрак-Циммерманн входит в число многих немцев, смирившихся с крахом этой парадигмы, не все с этим смирились. Призрак подобного разрыва с Китаем, который ежегодно покупает автомобили и оборудование в Германии на миллиарды евро, теперь действительно вырисовывается большим. Каждое новое оружие, присланное в Украину, лишний раз свидетельствует, что нормальная ситуация в ближайшее время не вернется.

Страх тоже играет роль. Возможно, из-за того, что в Германии до сих пор жива память о сожженных городах, немецкие СМИ от начала войны подчеркивают опасность российского ядерного арсенала. Клаудия Мейджор, военный аналитик немецкого Института международных отношений и безопасности, рассказала мне, что ее команда составила 100-страничный список ядерных угроз Германии от российских чиновников и пропагандистов, выступавших по российскому телевидению и СМИ. Эта тактика запугивания работает. Призывы к какой-то сделке, к урегулированию войны, столь же громки в Германии, особенно среди крайне правых и крайне левых, как и в аналогичных пророссийских политических кругах в Америке.

Конечно, этот месседж устраивает россиян, которые хотят сделать оккупацию востока Украины постоянной – свершившимся фактом. Это позволит им перегруппироваться, перевооружиться, создать массовый кризис с беженцами в Европе, а через несколько лет напасть на остальную Украину. Временное прекращение огня расширило бы возможности Путина, который мог бы заявить о победе сейчас и продолжить войну позже. Германия оказалась бы не в большей безопасности, а в большей опасности, поскольку границы агрессивной, осмелевшей РФ отодвигались бы все дальше на запад.

Хотя некоторые в политическом центре Германии логически понимают это, многие все еще напуганы. Вот почему каждая категория оружия становится предметом новых дебатов, и, возможно, отчасти поэтому канцлер не хочет быть первым, кто даст какое-либо новое оружие. Спровоцирует ли переброска самолетов применение тактического ядерного оружия против Украины, или, может, даже бомбардировку немецких городов? А дальняя артиллерия? Танки?

70% немцев хотят помочь Украине победить даже если это означает более высокие цены на энергоносители для них самих

Но сами дебаты отражают глубокие изменения, которые уже произошли. Из всех западных демократий, Германия сделала самую большую ставку на российскую торговлю и российский газ, а также самую большую ставку на рациональность Путина. Германия сейчас также платит самую большую экономическую цену за войну. Тем не менее, поддержка украинской военной обороны остается очень сильной. В сентябрьском опросе 70% немцев по-прежнему заявили, что хотят помочь Украине победить даже если это означает более высокие цены на энергоносители для них самих.

Сам Шольц недавно говорил о российском "крестовом походе" против либеральной демократии, признавая, что Путин привержен делу разрушения мира, в котором раньше существовала и процветала Германия. Острота споров о танках и другом оружии в Германии отражает то, что немцы не привыкли к лидерству, не совсем готовы вести за собой.

На самом деле некоторые немцы готовы вести за собой, некоторые немцы заново усвоили уроки истории, а некоторые начинают убеждать своих соотечественников, что мир изменился, и они должны меняться вместе с ним. Они еще не выиграли этот внутренний спор. Когда они наконец это сделают, Европа будет готова защищаться, Россия больше не сможет рассчитывать на сторонников умиротворения, и Zeitenwende наконец-то станет реальностью.

Перевод Gazeta.ua

Сейчас вы читаете новость «"Германия должна остановить новый геноцид в Европе, даже путем военного вмешательства" – Энн Эпплбаум». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть