Мнения на сайте Politico аналитика Стокгольмского центра восточноевропейских исследований Шведского института международных отношений Андреаса Умланда
Можно смело утверждать, что украинский народ и его лидеры хотят прочного мира с Россией больше, чем Запад и другие страны мира. Так почему же Киев не находится в авангарде поиска компромисса с Москвой?
Правда в том, что нынешняя война России против Украины не может легко закончиться путем переговоров. Это вписывается в давнюю историческую модель поведения России - часть более широкой патологии, делающей стабильный мир невозможным. По крайней мере, большинство украинцев и других жителей Центральной Европы так считают.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Есть три сценария завершения войны в Украине" - Юрий Пойта
Нынешнее нападение не является ни первым нападением Москвы на украинский народ, ни единственной продолжающейся экспансионистской операцией Кремля в бывшей Российской империи.
Мощные уроки из собственного прошлого Украины, а также из истории и настоящего ее соседей научили украинцев, что Москве нельзя доверять. И по их опыту и сравнительному анализу, если Российское государство существует в его нынешнем виде, оно не будет ни вести искренние переговоры, ни добросовестно подписывать мирный договор.
Имперские традиции Российского государства слишком сильны, чтобы допустить значимое и прочное соглашение с Москвой
Проще говоря, имперские традиции Российского государства слишком сильны, чтобы допустить значимое и прочное соглашение. На самом деле многовековой экспансионистский импульс в стратегическом мировоззрении Москвы может сохраниться даже после демократической смены политического режима в стране, как это произошло после первой Российской республики февраля-октября 1917 года, а также второй Российской республики 1991-1999 годов.
Вот почему, в отличие от многих сторонних наблюдателей, большинство украинских и центрально-европейских политиков, экспертов и дипломатов считают сегодняшнюю российско-украинскую войну не только и не столько результатом навязчивых идей Владимира Путина. Вместо этого они воспринимают ее как последнее воплощение в серии обычных и гибридных военных завоеваний, предпринятых Россией на протяжении веков.
Те, кто ранее был подвластен разным российским империям - Московской, царской, советской или постсоветской - все испытали подобный экспансионизм. И разворачивающаяся агрессия РФ - лишь ее очередное проявление.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Запад будет усиливать нашу обороноспособность" - Владимир Горбач о саммите НАТО
В феврале 2022 года многие наблюдатели были ошеломлены заявлением Путина, что открытое вторжение Москвы в Украину с ее президентом-евреем было оправдано "антифашистскими" опасениями России. Напротив, многие жители Центральной Европы уже были знакомы с утверждениями России, что их лидеры, правительства или элита являются фашистскими.
Например, за 30 лет до нынешней эскалации в Украине 14-я российская армия вмешалась во внутримолдавский конфликт. Покойный генерал Александр Лебедь оправдал незаконное участие своих войск в чужой стране заявлением, очень похожим на ложь Путина, заявив, что новое правительство молодой республики Молдова в Кишиневе вело себя хуже, чем немецкие СС 50 лет до этого. Это неприкрытое вмешательство, в итоге, привело к расколу Молдовы. А остатки 14-й российской армии, так называемая "Оперативная группа российских войск", с тех пор остаются вооруженными и нежелательными гостями на официально признанной государственной территории Молдовы.
Неважно, будет ли Путин у власти, будет ли российский режим демократическим, тоталитарным, монархическим, олигархическим или каким-то еще, экспансионистские устремления Москвы сохранятся
Этот эпизод 1992 года, который имел место в относительно прозападный и либеральный период новейшей российской истории, когда Путин в Санкт-Петербурге еще был никем, иллюстрирует более важный момент. Неважно, будет ли Путин у власти или нет в будущем, будет ли российский режим демократическим, тоталитарным, монархическим, олигархическим или каким-то еще, экспансионистские устремления Москвы, скорее всего, сохранятся.
Многие западные аналитики могут счесть такой этно-исторический детерминизм ненаучным, но такая мрачная оценка распространена среди ближайших соседей России. Народы Центральной Европы, Кавказа и Средней Азии снова и снова сталкивались с колониальными настроениями и порывами России. Операции Москвы всегда были направлены на утверждение своей имперской власти, а вторжение в Украину - просто очередная постановка.
Вооружившись этой исторической памятью, поиск значимого перемирия с нынешними московскими правителями выглядит глупо. Путин и его преемники вполне могут вести политический диалог и внешне серьезные переговоры. Кремль мог бы даже говорить о соглашении о прекращении огня и о мерах "укрепления доверия". Тем не менее, это было бы временным тактическим отступлением, предназначенным для последующего утверждения господства, власти и гегемонии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто возглавит следующий бунт в России?
Более того, когда дело доходит до Украины, российская агрессивность особенно опасна и бескомпромиссна, поскольку она отказывается признавать украинскую национальную идентичность и культуру. И трудно не заключить, что это неуважение коренится не только в московском высокомерии, но и является частью российского чувства неполноценности - ведь Киев был исторической столицей средневековой Киевской Руси за три века до того, как Москва даже упоминается в летописях.
Учитывая такое историческое мышление, если не считать подчинения Украины требованиям России, неясно, какой прочный компромисс с Москвой может быть реально достигнут. Хотя перемирие может стать желательным, сейчас или позже, стратегические соображения советуют Киеву не доверять Москве, поскольку она просто воспользуется паузой, чтобы подготовить свою армию, экономику и население к новой атаке в будущем. Таким образом, украинцам нужно дождаться явного и сокрушительного поражения России, прежде чем начинать какие-либо серьезные переговоры с Кремлем.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии