Мнения в издании The Washington Post обозревателя Дэвида Игнатиуса
Во время визита в Киев в прошлые выходные я постоянно задавал украинцам мучающий меня вопрос: вы ведете войну против Владимира Путина или против самой России? Почти каждый раз получал один и тот же непреклонный ответ. Враг – Россия, которую нужно победить и преобразовать.
В украинских глазах эта ужасная война превратился в столкновение цивилизаций. Они утверждают, что большинство россиян поддерживают жестокую войну Путина так же, как большинство немцев поддерживали Адольфа Гитлера. Если Россия как нация не откажется от имперских мечтаний, которые пробудил Путин, конфликт не может быть разрешен путем переговоров.
"Россия должна пройти через тот же процесс, что Германия после Второй мировой войны. Если российское общество не поймет, что они сделали, мир погрузится в хаос", - настаивал советник президента Михаил Подоляк.
Он с энтузиазмом предсказывает, что послевоенная Россия распадется на пять или шесть меньших стран.
Байден стремится к победе Украины, но не к полному поражению России
Это украинское стремление к полной победе понятное для страны, подвергшейся жестокому нападению на гражданское население. Но оно ставит перед администрацией Джо Байдена болезненную дилемму. Как ясно дал понять президент Байден в эссе от 31 мая в The New York Times, США стремятся к "согласованному прекращению войны", в ходе чего Россия уйдет с оккупированной территории. Байден стремится к победе Украины, но не к полному поражению России.
Для меня размышления о том, чем закончится эта война, сопоставляют два противоречивых урока ХХ века. Историки в целом согласны, что карательный мир, наложенный на Германию после Первой мировой войны, способствовал жестокому стремлению нацистов к мести. Но историки также согласны, что решающий исход Второй мировой войны, когда Германия и Япония были вынуждены безоговорочно капитулировать, позволил обеим странам чудесным образом возродиться после войны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы взорвали фундамент российских сил" – Иван Ступак
Украинцы, от высокопоставленных руководителей до рядовых граждан, похоже, убеждены, что нужно победить путинскую Россию, а не только самого Путина. Ольга Дацюк, 33-летняя телепродюсер, отдыхавшая за обедом в кафе, улыбалась мне, но была категорична.
"Мы чувствуем, что Россия и русские несут ответственность за все это", - сказала она.
Такую же точку зрения выразил Сергей Герасимчук, руководитель внешнеполитического аналитического центра "Призма": "Это не Путин, а Россия. Шанс на примирение есть, но не при моей жизни".
Украинский нарратив концентрируется на разошедшихся путях, которые две страны выбрали после распада СССР в 1991 году. Украинцы повернули на Запад, к ЕС, и приняли вольную, хотя и коррумпированную версию демократии. Сначала Россия заигрывала с Западом при президенте Борисе Ельцине, но после десятилетия хаоса и унижений россияне приветствовали сильную руку Путина, когда его избрали президентом в 2000 году.
В России никогда не было посткоммунистической люстрации, и в этом корень нынешней катастрофы
В России никогда не было тщательной посткоммунистической люстрации, и, по мнению Украины, в этом корень нынешней катастрофы.
"Русские боятся демократии. Это то, чего никогда не поймут украинцы. Вместо свободы они выбирают безопасное пространство и горячую еду", - говорит Дацюк.
Два общества разошлись, говорит Алина Фролова, бывший заместитель министра обороны, а ныне возглавляющая аналитический центр "Центр оборонных стратегий".
"У России было 10 лет свободы после 1991 года, но они решили вернуться к своей традиционной империи", - говорит она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В России уклонение от мобилизации будет достигать катастрофических масштабов" – Кирилл Михайлов
Прозападная демократия Украины угрожала Путину, и он неустанно и одержимо работал над тем, чтобы сокрушить ее. Его война против Украины началась в 2014 году, когда он захватил Крым и часть Донбасса, и завершилась вторжением с выжженной землей в этом году.
Но российские нападения только усугубили обособленность Украины. Собрание украинских интеллектуалов в июне, спонсируемое двумя ведущими университетами, составило список из 74 способов, которыми война изменила общество. Валерий Пекарь, член группы, назвал этот новый дух "гражданским украинством" - в нем национальная гордость, любовь к своим вооруженным силам и стремления к европейскому, демократическому будущему.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Война на истощение не завершится окончательной военной победой" – Ярослав Грицак
Так, чем же закончится это столкновение цивилизаций? На Западе люди пытаются представить мир путем переговоров. Что Путин может отойти на позиции до вторжения. Или посредники могут разработать формулу, позволяющую отсрочить окончательное решение вопроса о статусе оккупированных территорий. Или российская армия может восстать против диктата Кремля. Или Путин может быть заменен преемником, который не сможет или не захочет продолжать войну.
Украинцы единогласно отвергли любое временное урегулирование. Они хотят, чтобы Украина отвоевала всю свою территорию, а Россия проиграла
Украинцы, с которыми я встречался в Киеве, единогласно отвергли любое такое временное урегулирование. Они хотят, чтобы Украина отвоевала всю свою территорию, а Россия решительно проиграла. Война закончится, сказал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, "когда русские поймут, что у них нет шансов на победу".
Американцы испытывают безболезненное удовольствие, наблюдая, как украинцы борются за свободу. Но и для нас будут расти риски, если война будет продолжать обостряться. Мы должны тщательно их калибровать и избегать прямого американо-российского конфликта. Но не можем полностью избежать опасностей.
Конечно, это война, которую стоит выиграть. Я не хочу, чтобы Россия была уничтожена, и думаю, что любой аргумент, что это навсегда чуждая цивилизация, неверен. Но идеология, которую представляет Путин, и которую поддерживают многие россияне, должна быть побеждена.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии