"Вид из окна у нас не очень, но когда отцу дали здесь квартиру, мы и этому были рады", — говорит 24-летняя винничанка Ольга Бутенко. Она три года живет в доме по ул. Привокзальной, 30-а. Его построили на кладбище старообрядцев. Из окон видно могилы, поросшие кустарником.
— Я человек верующий. Когда вселялись, квартиру освятили, — говорит Ольга.
Часть центрального парка Винницы расположена на бывшем католическом кладбище. Площадь перед Центральным универмагом, где строят парковочно-развлекательный центр, — греко-католическое кладбище.
В 1975 году на части еврейского кладбища по ул. Даниила Нечая построили детсад N75.
— Мы жили метров в 150 от кладбища, — вспоминает Анатолий Бучинский, 41 год. — Мне 7 лет было, когда начали строительство. Домой черепа носил, костями из разрытых могил с ребятами дрались, как на шпагах. До этого на памятниках ребята водку распивали. На кладбище назначали девушкам свидания.
На бывшем католическом кладбище в селе Стрижавка, в 6 км от Винницы, в 1980-х также построили детсад.
— Мне было 15, когда его бульдозером разрывали, — рассказывает 39-летний Александр Билоус. — Мы с друзьями бегали смотреть. Как сейчас вижу: ковш захватил землю, а там обломки гробов, кости, черепа. По второму разу с ковша свисали длинные женские волосы. Потом разрыли склеп, а в нем — ниши высотой до 1,5 метра с целыми гробами. Один череп какое-то время валялся около кладбища около нежилого дома. Дети игрались им в футбол.
На бывшем Вознесенском кладбище по ул. 50-летия Победы в Виннице городская детская поликлиника N2 и жилые дома. Во время строительства больницы в 1960-х могилы бульдозером свернули в сторону. На этом месте теперь строят церковь великомученика Владимира.
— Кости находили все время в течение строительства, — рассказывает настоятель церкви протоиерей Алексей Иродов, 37 лет. — Судя по тому, что они лежали перпендикулярно на глубине нескольких десятков метров, это кладбище использовали не один век. Скелеты были разными: от младенцев до стариков. Здесь был захоронен 12-й полк донских казаков генерала-фельдмаршала Григория Потемкина-Таврического. Мы узнали их по погонам и форме. Находили расстрелянных, их скелеты были свалены хаотически, в черепах — заржавевшие оболочки от пуль.
Из ковша свисали длинные женские волосы
Отец Алексей с прихожанами выкопали около 300 скелетов. Все кости помыли и сложили в склеп под церковью святого Дмитрия Солунского. Сверху насыпали могилу, поставили крест. Один из найденных черепов отец Алексей хранит в стеклянной колбе на панахидном столе в храме:
— В одном захоронении мы нашли скелет. На его череп выдавились слова и изображения иконы от венчика, который кладут умершему на лоб. Написано: "Святий Боже, святий крепкий, святий безсмертний, помилуй нас". Винчик истлел, а надпись сохранилась.
Отец Алексей советует людям не бояться жить около кладбищ или в домах, которые построили на них:
— Живых нужно бояться, а не мертвых. Мертвые вреда не причинят. Вопрос не в том, что мертвые будут сердиться и как-то мстить за разрытую могилу. Просто человек, который делает так, не уважает прах ближних, а это неправильно. Если необходимо разрыть кладбище, чтобы на нем построить что-то новое, нужно делать это нормально, а не перекопать и поехать. Кости выбрать, помыть и сложить в другое место. Пригласить священника, чтобы отправил панихиду.
Использовать кладбище под застройку позволяют через 50 лет после последнего захоронения на нем.
— Такие территории рекомендуют использовать под парковую зону, — говорит заведующий санитарно-гигиенического отдела областной санэпидемстанции Владимир Хитрук, 47 лет. — Хотя запрещения на строительство зданий на этих территориях нет. Если во время стройки нашли захоронение, останки обязательно нужно перезахоронить на действующее кладбище.
Комментарии