— Все уже надоело: и палатки, и правительство, и президент с его секретариатом! Они уже так нас, пенсионеров, достали! Если бы они только выехали, мы всю свою пенсию им отдали бы. Вы меня понимаете? И левые, и правые, всякие. Никому уже не верю, — говорит столичная пенсионерка Вера Петровна, 69 лет.
В понедельник в 11.00 она наблюдает за активистами общественной организации "Геть усіх". Те устанавливают новую палатку на майдане Независимости в центре Киева. В пятницу в 5.00 их лагерь из пяти палаток разгромили приблизительно сто мужчин в черных камуфляжах. Активисты требуют уволить всех чиновников и внедрить закон о люстрации — запрещении занимать высокие посты людям, бывших когда-либо при власти.
— В нашу палатку ворвалось человек семь, — говорит активист "Геть усіх" Алексей Матлак, 21 год. — Я лежал в палатке на топчане. Успел спрыгнуть на ногу. Ударил в челюсть нападающего, бегущего на меня. Он упал, покатился по полу. Я выскочил на улицу. Там была массовая драка — человек 30. На меня напали шесть, заломили руки, забрали мобильный "Нокиа
Оно синее, по краям запекшаяся кровь. Мужчина приехал из Днепропетровщины. Заочно учится на политолога в столичном университете им. Шевченко. Работал в книжном магазине консультантом. Осенью его уволили, потому присоединился к акции. Алексей убежден, что нападали работники милиции:
— Организованные, действовали конкретно по группе. Одна — окружала палатку, другая, штурмовая, заходила внутрь. Всех били, руки и ноги связывали пластиковой завязкой. Потом одни контролировали связанных, а другие спиливали палатку автономными болгарками. Рядом стоял наряд милиции, охраняющий Майдан. Ничего не делали.
Его коллега Андрей Ватолкин, 28 лет, проводит корреспондента "ГПУ" в новую палатку на 40 человек. Перед входом рядком стоят с десяток "ежей" — связанных металлических рельсов. В одной комнате четыре скамьи. На стене большой лист бумаги с распятием. Говорят, повесили, чтобы "охранял от напасти". Во второй, большой комнате, на полу 20 матрасов, двухъярусная железная кровать. Там почти 15 человек. Невысокий чернявый парень готовит в пластиковых стаканах чай "Липтон". Четыре девушки курят на матрасах.
Возле палатки с совком ходит работник Шевченковского дорожно-эксплуатационного управления, убирает Майдан. Представляется Александрой Петровной, 53 года. Фамилию не говорит, боится, что уволят с работы. Заступила на смену в день погрома в 8.00.
— Мусора было полно — вся площадь. Одежда валялась, чашка, ложка, фуражки. Мобилку одну кто-то нашел среди хлама. Нам не разрешали убирать, потому что это же доказательства. Они ребята хорошие, после себя убрали. Мы только подмели. Среди них ночью была женщина, ей на вид под 50. Рассказывала, что ее били, грудь и рука — синие, — говорит уборщица. — Как это можно за 15–20 минуты такое сделать. Ребят били, а охранники стояли молча. Они должны смотреть за порядком. А ребят я одобряю. Видите ли, такая жизнь наступила. Люди во всем разочарованы. Ранее ходили по Майдану, только и слышно "Юля, Юля". А теперь такое говорят о ней, что стыдно, — добавляет, что работникам их управления вдвое сократили зарплату: за январь заплатили по 600 грн, за февраль — 480. Угрожают увольнениями.
— Действия сотрудников патрульной службы (не вмешавшихся в драку. — "ГПУ") были профессиональные. Задерживать втроем 60 человек было нецелесообразно. Им либо пришлось бы применять табельное оружие, либо можно было его потерять, — сообщил в субботу начальник Главного управления МВД в столице Виталий Ярема. Он сказал, что погром организовал участник общественной организации "Щит" Александр Емчук. 18 марта тот заявлял, что ее создали ветераны спецподразделений силовой структуры, чтобы противодействовать анархии, коррупции и заказным политическим акциям.
Комментарии