"Фермеры в отчаянии. Собрали высокие урожаи зерновых, ожидали заработков, а очутились на грани банкротства. Закупочные цены на зерно в ноябре упали до рекордно низкого уровня, — сетует 51-летний Василий Радзивил, председатель фермерского хозяйства "Явор" из села Обаров Ривненского района Ривненщины. — Нечем рассчитаться за кредиты, минеральные удобрения и горючее".
— В этом году я так радовался: собрал свыше 110 тонн пшеницы и почти 90 тонн ячменя. Думал, заработаю на новый трактор. А теперь цены упали, имею одни убытки, — продолжает фермер. — Летом коммерсанты давали за тонну продовольственной пшеницы 1100 гривен, а теперь — меньше 700. А ячмень и кукурузу покупают еще дешевле.
Радзивил отворяет амбар, показывает насыпанные кучи зерна. Сетует на элеваторы, которые после приватизации отказались брать у небольших хозяйств хлеб на хранение. Он арендует приспособленное под склад помещение на тракторной бригаде прежнего колхоза. Хотел выкупить у военных запущенные склады на околице Обарова. Ему отказали.
— Нажиться спекулянтам на наших мозолях не дам. Не продам зерно за бесценок. Буду откармливать свиней. Уже купили 30 поросят, — добавляет хозяин.
Василий Радзивил занимается фермерством 15 лет, обрабатывает свыше 50 га земли. Работает вместе с 47-летней женой Ольгой и зятем Николаем, 31 год. Они остались единственными помощниками фермера. Раньше на сезонные работы Василий нанимал по 10–15 человек, платил по 5 грн за час работы. Теперь из-за кризиса экономит на всем. Дочки работают в городе. Старшая, 23-летняя Наталия, работает экономистом в райгосадминистрации, а 18-летняя Екатерина — фармацевт.
Кроме зерновых, Радзивилы выращивают картофель, морковь и капусту. Продают оптом на сельскохозяйственном рынке в Ривне. Скота не держат. Семью в селе уважают. Василия трижды избирали депутатом сельсовета, на последних выборах стал депутатом районного совета.
— Трудимся с утра до ночи, а толку никакого. Невыгодно стало выращивать зерновые, сахарную свеклу и рапс. Даже на овощах в этом году зарабатываем копейки. Оскорбительно, что власть только на словах поддерживает сельское хозяйство. Если и дальше так будет, то бросим фермерство, — жалуется Ольга, жена фермера.
В областной Ассоциации фермеров в зерновом кризисе обвиняют правительство. Закупки, которые проводили Госкомрезерв и Аграрный фонд, не удержали падения цен на хлеб.
— Зернотрейдеры и разнообразные бизнес-группы зарабатывают на тружениках села безумные деньги. Правительство не сумело побороть спекуляцию. Фермеры вынуждены продавать пшеницу, ячмень и кукурузу по цене ниже себестоимости. Мы собрали хороший урожай, а власть и коммерсанты нас просто обворовали, — считает председатель областной Ассоциации фермеров Дмитрий Украинец, 56 лет. — Теперь без финансовой поддержки много хозяйств обанкротится.
А цены, невзирая на подешевение зерна, будут расти.
— За полгода стоимость муки высшего сорта выросла на 27 процентов, дрожжи подорожали на 20 процентов, электроэнергия — на 13, а газ — на 50, — говорит 51-летний Николай Дмитрук, исполняющий обязанности председателя правления общества "Поліссяхліб", которое выпекает ежесуточно свыше 23 т хлебобулочных изделий. Оно на четверть обеспечивает потребность в хлебе жителей Ривне. — В последний раз цену поднимали на девять процентов еще в апреле этого года. Держимся, как можем. В настоящее время на буханке пшенично-ржаного хлеба, который пользуется наибольшим спросом, зарабатываем всего две копейки. Так, 720-граммовая буханка хлеба "Дарницкого" стоит у нас две гривни и 10 копеек.
Комментарии