Этот диалог из кинокомедии "Кавказская пленница" вспомнился мне после того, как представители футбольного клуба "Шахтер" пообещали подать в суд на прежнего капитана команды бразильца Матузалема. Тот сбежал из Донецка в испанскую Сарагосу, нарушив условия действующего контракта с украинским клубом. Однако не думаю, что дело дойдет до суда. И вот почему.
На протяжении трех сезонов, пока Матузалем радовал украинских любителей футбола своим мастерством, никто так официально и не сообщил, на каких условиях он приехал из Италии в Украину, какую зарплату и премиальные получает. Донецкие газеты сообщали о зарплате Матузалема со ссылкой на... румынских коллег. Отсутствие официальной информации свидетельствовало, что не все чисто в контракте футболиста. Потому что если там все законно, зачем скрывать содержание соглашения с футболистом от широкой публики? Даже сегодня, когда Матузалем уже официально представлен как игрок сарагосс кого "Реала", нам сообщают лишь об отдельных пунктах контракта с "Шахтером", которые были нарушены.
Матузалем мог упразднить настоящий контракт в любом райсуде подальше от Донецкой области
Отсюда вывод: скандал с Матузалемом характерен не тем, кто убежал, а тем, откуда убежал. В стране, где даже указ президента государства может упразднить любой районный суд, где наивысшие должностные лица демонстративно игнорируют "неудобные" для них законы, а право собственности на промышленные предприятия добывается с помощью силовых структур, гражданину другого государства было бы просто смешно придерживаться каждой буквы футбольного контракта. При желании Матузалем мог упразднить настоящий контракт в любом райсуде подальше от Донецкой области.
Почему так? Почему игроки сборных Бразилии, которые играют за московский ЦСКА, летят в свой клуб чартерными рейсами, чтобы успеть на ближайший матч, а игроки тех же сборных из "Шахтера" никак не доедут в Донецк? Потому что бюджеты российских клубов и контракты игроков являются открытыми, как говорят теперь, "белыми". Взамен россияне получили право требовать от иностранных игроков уважать свои футбольные, и не только футбольные, законы. У нас же и в обычном законодательстве "темный лес".
Другое дело, что среди десятков бразильцев, играющих в украинских командах, игроков уровня сборной есть аж... один. Элано Блумер из "Шахтера". С ним, скорее всего, тоже будут проблемы. Других же наших бразильцев на такие деньги, как в Украине, никто никуда не приглашает. Потому и выполняют они пока свои контракты, об условиях которых нам вряд ли когда-либо скажут всю правду.
Комментарии