пятница, 29 апреля 2016 00:25

"В камере я был седьмым. В изоляторе двое суток отсыпался"

 

14 апреля работники прокуратуры и СБУ задержали 36-летнего Алексея Момота, мэра города Вышгород на Киевщине. Обвинили в том, что городской председатель требовал у предпринимателя-застройщика 1 млн евро за продление договора аренды земли. 17 апреля Печерский райсуд Киева арестовал Момота на два месяца с правом внесения 5 млн грн залога. Он три дня отсидел в Лукьяновском СИЗО.

19 апреля его жена Марина внесла нужную сумму. Печерский суд города Киева 27 апреля отстранил Алексея Момота от должности мэра Вышгорода до 15 июня.

Об интервью с Алексеем Викторовичем договариваемся три дня. 22 апреля у него целый день совещания. Поговорить удается после обеда 25 апреля.

Кабинет мэра на третьем этаже горсовета. Момот сидит за рабочим столом, перед ним компьютер "Эппл". За спиной — флаги Украины и Вышгорода. На стене напротив окна висит карта города.

Как вас задерживали?

— Это был обычный день. На приеме сидели девушка и парень. Вдруг в кабинет зашли работники СБУ и прокуратуры. Показали свои удостоверения. Сказали, что нам нужно проехать в прокуратуру Киевской области. Мы вышли, сели в частный автомобиль. В дороге объяснили: есть подозрение, все остальное вам расскажет следователь в прокуратуре. Дорога до Печерска заняла 40 минут. Через час-полтора в прокуратуре мне разворачивают монитор и показывают пресс-конференцию областного прокурора и брифинг СБУ. Там мои фотографии 5-летней давности и фотографии будто бы моего "задержания" (на них мужчина с седыми волосами лежит у стола лицом к полу. — ГПУ). Выглядело так, как будто меня задержали в этом кабинете. На столе лежали деньги. На фотографиях видно серый ковролин. Люди, которые были на приеме, знают, что у меня его нет, — показывает на паркет под ногами. — Следствие уже признало, что эти фотографии не отвечают действительности. Сумма взятки постоянно менялась. Сначала назвали миллион евро, потом 300 тысяч, впоследствии — 200 тысяч. По документам, которые я видел, мне инкриминируют 200 тысяч.

Сейчас уже никто не спорит, что меня в кабинете не задерживали. Глава СБУ Василий Грицак удалил все с сайта. Они дали комментарий, что это не мой кабинет и не я на фото. Это могут быть какие-то архивные фотографии.

Вас снимали во время задержания?

— Один из оперативников снимал на свой айфон. Они же здесь оставались до вечера. Проводили обыск.

Тогда и выложили деньги на стол?

— Там видно, что это не мой стол. Он темнее. Здесь никто ничего не раскладывал.

Почему первой на брифинге выступила СБУ?

— Я так понимаю, что Служба безопасности делала оперативное сопровождение этого дела. Сюда обратился заявитель. Потом СБУ передала это дело прокуратуре. Но если учитывать размер взятки, этим должно заниматься Национальное антикоррупционное бюро. Закон трактует это дело безальтернативно. Если размер неправомерной выгоды превышает 500 минимальных заработных плат (около 650 тыс. грн. — ГПУ), то это компетенция национального агентства. Другим следственным органам запрещено вести это дело. А миллион евро — это половина годового бюджета города.

Почему же тогда вам записали миллион евро взятки?

— Я не вижу в этом никакой логики. Если должностное лицо требует взятку, то ее нужно брать за что-то. В этом случае застройщик имеет все разрешительные документы, ведется строительство. Договор аренды заключили еще в 2012 году. Сам директор компании в прямом эфире говорит, что все документы в порядке. Никто у них взятки не просил. Город может лишь выдавать разрешение на подключение коммуникаций — воды, канализации. Его мы дали 12 апреля, за два дня до моего задержания.

Расскажите об этом строительстве. Почему вокруг него такой скандал?

— Борьба идет за землю на улице Прожекторной в центре города. Это участок около 2,5 гектара. В 2009 году его предоставили в аренду организации "Днепржилстрой". В 2012-м "Днепржилстрой" передал его в субаренду обществу "Вышгородгорреконструкция-1". Но на этой территории — семь или восемь частных домов, где живут люди. Ее сдали в аренду вместе с людьми. Также есть объект незавершенного строительства. Там "свайное поле".

Кто и почему заявил на вас в СБУ?

— Заместитель директора строительной компании "Еврострой". Это подрядчик, который ведет работы на Прожекторной. 1 апреля он вроде бы устраивается на работу. А 4 или 5 апреля звонит неизвестный мужчина и начинает требовать от компании 300 тысяч евро, по его словам. В материалах дела так и написано. Хотя директор "Евростроя" этого не подтверждает.

Если все разрешительные документы есть, зачем тогда требовать взятку?

— Как говорит следствие, за нерасторжение договора аренды. Мы подняли договор. Там написано, что единственным основанием для этого является неуплата. Застройщик платит деньги за земельный участок. Никаких оснований для расторжения договора нет.

Тогда кому выгодно ваше задержание?

— Многим. Например, за последнюю сессию мы вернули больше 6 гектаров земли, розданных прошлой властью. Люди пользовались этой землей незаконно, не платили деньги за аренду. Добывали там песок. На нынешней сессии мы собирались вернуть коммунальный стадион. Его отдали частной структуре. Это 3,5 гектара земли. В настоящее время расследуется инициированное мной уголовное осуществление относительно кражи денег из бюджета. Люди изготовляли поддельные документы и получали наличностью деньги, предназначенные для выплат малообеспеченным. Если человек может подтвердить, что он малообеспечен, раз в году мы выдаем полторы тысячи гривен помощи. Мы установили, что эти деньги получили бывшие сотрудники мэрии по фиктивным паспортам.

В деле фигурируют посредники. Вы знаете их?

— Сначала говорили, что их четверо или пятеро. В материалах дела их два. Первый — представитель инициативной группы жителей Прожекторного переулка Дмитрий Грищенко. Второй — местный предприниматель Аркадий Маджанов. Согласно делу, его задерживали непосредственно во время передачи денег. Но я так и не понял, где их взяли. Обоих знаю, но никогда с ними никаких деловых или других контактов не имел. Когда Маджанова задерживали в Киеве, у него изъяли лишь тысячу настоящих евро. Остальные — муляж и цветные копии денег.

За обоих суд назначил 1,3 миллиона гривен залога. За Грищенко деньги внесли еще раньше, чем за меня. А Маджанов до сих пор в тюрьме. За него никто не заплатил.

Вы несколько дней провели в СИЗО. Какие там условия?

— В первый день я был в изоляторе временного содержания в одиночной камере. После избрания меры пресечения, пока не внесли залог, два дня провел в Лукьяновском СИЗО. Никаких притеснений не было. В камере сидело шестеро. Я был седьмым. Трое суток фактически не спал, поэтому в изоляторе двое суток отсыпался. Просыпался, чтобы поесть или подышать свежим воздухом.

Пробовали ли вам раньше предложить взятку?

— Пробовали. Об этой провокации я подозревал. Еще два месяца назад говорил об этом своим заместителям. Но тогда никто серьезно это не воспринял.

В вашей биографии сказано, что имеете две погашенные судимости.

— Действительно имел судимость, когда был несовершеннолетним. Я этого никогда не скрывал. Но сейчас из этого пытаются сделать сенсацию. Это элемент создания негативного образа. Я прошел выборы, весь город меня знает, и о судимости — также. Кто это раздувает — пусть зайдут в Верховную Раду и почитают биографии тех, кто сейчас там работает. Это было 20 лет назад, и если меня этим собираются упрекать — Бог им судья. Свои уроки из жизни я вынес правильно.

Я уже привык к чернухе. Центральные телеканалы уже добрались до моей жены. Показали, что она директор трех офшорных компаний. Выдумали какие-то строительные и телекоммуникационные организации. Не понимаю, зачем впутывать мою жену? Она работает юристом в известной компании.

На 80 голосов обошел секретаря горсовета на выборах

Алексей Момот родился в 1980 году в Иркутской области России в семье строителя и медсестры. В 1983-м семья переехала в Вышгород.

В 1997 году Алексея Момота приговорили к трем годам лишения свободы за кражу с проникновением в жилье. Отсидел год и освободился по амнистии.

Закончил Киевский лингвистический университет по специальности преподаватель английского языка и литературы.

С 2003-го занимался телекоммуникационным бизнесом. В 2013 году основал газету "Мой родной Вышгород". Был ее главным редактором.

В 2014-м стал депутатом Вышгородского городского совета. На досрочных выборах мэра 25 октября 2015 года победил. 80 голосов составляла разница между результатами Алексея Момота и секретаря горсовета Марии Решетниковой. Он набрал 2389, а секретарь горсовета — 2309 голосов.

Жена Марина, 35 лет, — юрист. Воспитывают дочь 4-летнюю Карину.

Сейчас вы читаете новость «"В камере я был седьмым. В изоляторе двое суток отсыпался"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть