Два месяца назад жители улицы Павлова в Виннице заметили, как из канализационного колодца каждое утро вылезает пара цыган с младенцем. Горожане начали приносить им еду и одежду.
Чугунный люк отодвигает женщина. Представляется Римой. На вид лет 20. С улыбкой рассказывает о своей жизни. За ее спиной муж Николай подсказывает что-то на ромском языке. Он играет с полуторагодовалым сыном Юрием. Супруги босые, легко о детые.
Из канализации идут теплые испарения. Внизу колодец переходит в горизонтальный коллектор с трубами. Между ними разбросана посуда и грязные лохмотья. Посередине стоит что-то похожее на кровать. Рима выбирается на улицу. На ней черные штаны и мешковатый свитер, который когда-то был белым.
— Одень Юрци курточку, здесь холодно, — обращается она к мужчине и добавляет несколько слов ромською.
— Здесь и сауна есть, — продолжает дальше. — Вон там, в соседней канализации жара, из трубы течет вода. С тазиком ходим туда мыться.
Мужчина с ребенком поднимается наверх. Стоит молча, потому что знает только ромский язык.
— У него документов при себе нет, а у меня есть паспорт, — говорит Рима, показывая документ. — Я из Черновицкой области. До того как родила, работала на кирпичном заводе. Полторы тысячи зарабатывала. У меня есть специальность — маляр-штукатур. Пока приносила деньги, меня терпели, а как родила сына — мама выгнала. В семье семеро старших братьев, все женаты и имеют детей.
В паспорте указано местожительство. Карандашом сделана запись о рождении ребенка.
— Коле, — она показывает на мужа, — двадцать четыре года. Я в Виннице просила деньги, он бросил две гривни и спросил, не больной ли ребенок — у Юры на щеке была рана. Так познакомились.
Мужчина родом из-под Ужгорода. Сидел в тюрьме за хранение наркотиков. Летом 2006-го освободился и направился в Винницу. Сначала жил на улице, зимой перебрался в канализацию. Пригласил Риму с Юрой. Женщина с ребенком попрошайничали, а Николай собирал цветной металл на свалках. Так и живут.
— Вот двадцать гривен напросила, купили картошки, — хвастается Рима. — На огне ее сварила, и наелись. Юру еще сиськой кормлю.
В конце февраля милиция доставила Риму с младенцем в областной Центр матери и ребенка, а Николая — в приемник-распределитель.
Комментарии