Статья в издании The Economist
Темпы украинского контрнаступления вот уже несколько недель находятся в центре внимания международных заголовков. Для Анастасии Замулы последствия оказались более ощутимыми. Она соучредитель "Цветение", женской волонтерской организации, которая поддерживает украинские подразделения на передовой. Ее призывы к краудфандингу не увенчались успехом, поскольку надежды на быстрый прорыв угасли. Теперь она говорит, что ее внимание направлено на то, чтобы консультировать измученных солдат всякий раз, когда она их видит.
"Идея контрнаступления – это блаженство, когда говоришь об этом, сидя в кресле. Гораздо тяжелее, когда понимаешь, что это означает тьму, смерть и отчаяние", – говорит она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На концерте у Кобзона: сколько генералов потеряла РФ за время войны
Общественное настроение мрачное. Критика президента Владимира Зеленского усилилась, и причины недовольства понятны. Когда-то пообещав марш на Крым, оккупированный и аннексированный Россией с 2014 года, политическое руководство в Киеве теперь делает упор на более реалистичные ожидания.
"Мы не имеем права критиковать военных, сидя здесь, в Киеве", – говорит Сергей Лещенко, советник в Офисн президента.
Он сравнил разочарование от скорости контрнаступления с нетерпеливыми клиентами, ожидающими свой латте со льдом в многочисленных хипстерских кафе столицы.
Каждый метр вперед имеет свою цену в крови
"Это не та лошадь, которую можно хлестать, чтобы она ехала быстрее. Каждый метр вперед имеет свою цену в крови", – говорит он.
Руководство Украины особенно недовольно тем, что западное оружие до сих пор не поступило в обещанном количестве. Это "расстраивает и демотивирует", – говорит Лещенко.
Двусмысленность союзников в отношении поставок новейшего оружия и перспектива переизбрания президентом США Дональда Трампа в следующем году усилили беспокойство Украины. Источник в Генштабе говорит, что Украина получила всего 60 танков Leopard, несмотря на обещание сотен. Машин для разминирования особенно мало.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Контрнаступление можно будет оценить в конце года" – старший лейтенант Армии обороны Израиля
"У нас просто нет ресурсов для лобовых атак, о которых нам говорит Запад", – говорит источник.
Отсутствие воздушного прикрытия – еще одна трудность. Источник добавляет, что украинская армия никогда не закрывала глаза на проблемы прорыва российских минных полей и линий обороны без превосходства в воздухе. По этой причине Киев оттягивал контрнаступление так долго, как мог. После неудачного старта в начале июня, когда две обученные на Западе бригады потеряли на минных полях неудобное количество людей и техники, первоначальные планы были скорректированы. С тех пор Украина уделяет приоритетное внимание сохранению своей армии.
"Мы больше не планируем операции, предполагающие большие потери. Упор сейчас делается на унижение противника: артиллерия, беспилотники, РЭБ и так далее", – говорит источник.
20 августа премьер-министры Нидерландов и Дании заявили, что, начиная с нового года, подарят Украине до 61 самолета
20 августа премьер-министры Нидерландов и Дании заявили, что, начиная с нового года, они подарят Украине до 61 самолета.
В последние дни ВСУ добились важных успехов на решающем южном театре военных действий и, возможно, прорвали достаточное количество минных полей, чтобы добраться до первой из трех линий российских укреплений в нескольких местах. Они также ухудшили оперативный резерв и логистику России. Тем не менее, 2,5 месяца спустя Украина еще очень далека от своей стратегической цели – приблизиться к Азовскому морю и, таким образом, перерезать захваченный Россией сухопутный коридор в Крым до дождей в конце октября, когда грязь сделает затруднит проход.
Мрачные настроения распространяются и на украинскую политику, которая большую часть войны находилась в застое. Все лето ходили слухи, что офис Зеленского может объявить досрочные парламентские и президентские выборы. Логика такова, что ему лучше добиться переизбрания, оставаясь национальным героем, чем после того, как его вынудят к мирным переговорам, которые могут потребовать непопулярного прекращения огня или крупных территориальных уступок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украинская армия давит на российские позиции. Будет прорыв" – британский подполковник
"Любые выборы, если они состоятся, будут референдумом для Зеленского. Кроме главнокомандующего Валерия Залужного, который занят управлением войной, у него сейчас нет явного конкурента. Команда Зеленского понимает, что это может измениться", – говорит политолог Владимир Фесенко.
Проведение выборов во время войны, когда до 6 млн граждан Украины проживают за пределами страны, а сотни тысяч сражаются вдали от дома, было бы сложным. Военное положение исключает выборы, а это означает, что парламент должен одобрить изменение избирательных правил. Первоначально речь шла о проведении обоих выборов этой осенью, но сейчас для этого уже почти наверняка слишком поздно - ведь источники, близкие к президентской администрации, настаивают, что эта идея была исключена. В любом случае опрос показывает, что команде Зеленского будет сложно убедить граждан в необходимости досрочного голосования.
"На это просто нет спроса. Население сбито с толку самой идеей", – говорит Любомир Мысив из социологической группы "Рейтинг".
В отсутствие военного прорыва мирные переговоры с Россией будут еще труднее продать. Правда, были некоторые признаки смены настроения в неожиданных направлениях. В начале августа украинский снайпер, сражавшийся возле Бахмута, произвел фурор, отвергнув возможность того, что Украина когда-либо полностью вернет себе свою территорию. Он предположил, что многие солдаты теперь приветствовали бы прекращение огня - идея, которая когда-то была бы немыслимой. Но пока мало кто согласится. Слишком много крови было пролито.
Любой мир сейчас - это отсроченная война. Зачем передавать проблему следующему поколению?
"Любой мир сейчас – это отсроченная война. Зачем передавать проблему следующему поколению?", – говорит источник в Генштабе.
Конечно, многие молодые украинцы уже несут бремя войны, конца которой не видно. На юношей, которым постоянно угрожает вручить повестки военкомат и отправить на фронт, давление особенно велико. Те, кто хотел сражаться, давно пошли добровольцами. Украина сейчас вербует в основном среди нежелающих.
"Это делает воздух настолько густым, что вы действительно можете его почувствовать. Даже надежда на успех в контрнаступлении стала актом самоуничтожения", – говорит Замула.
Всем известно, что цена отвоеванной территории – убитые солдаты.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии