Депутат Одесского областного совета 33-летний Алексей Гончаренко заходит через арку в ресторан "Купол" возле Киево-Печерской лавры. Садится на летней террасе. На каждом столике — три тюльпана. Позади декоративный куст украшен пасхальными писанками. Работницы заносят в ящиках живые цветы. Расставляют вазоны на бордюрах. На улице солнечно, Гончаренко щурится.
Почему Одесса 2 мая перестала быть мирной?
— Трем из четырех руководителей райотделов милиции Одессы дали отпуск 2 мая. Те находились за рубежом. Все это согласовывается как минимум на уровне одесского городского управления милиции. Возможно, даже областного. Это тогда, когда страна ждет провокаций.
Вина центральной власти, что назначили таких руководителей-предателей. Мы видели на рукавах милиционеров такие же повязки, как у боевиков-сепаратистов. Спросил об этом у прокурора области и заместителя генпрокурора. Те ответили, что это случайно у них на руках был красный скотч. Есть кадры, как сепаратисты стреляют из оружия из-за щитов силовиков. Как это объяснить?
Как увольнение милицейской верхушки на Одесчине изменит ситуацию?
— Сами по себе увольнения ситуацию не решат. Уволенных нужно отдавать под суд. В Одессе использовали такой же сценарий, как в Луганске в начале апреля. Когда там захватывали СБУ, задержанных сепаратистов отпустили. Потом они повторно возглавили атаку. А руководитель Луганского СБУ сдал им здание и лично открыл комнату с оружием, которое за два дня до того свезли со всей области. Но как только в Одессе освободили задержанных, мы объявили мобилизацию проукраинских сил и обеспечили покой.
Цель провокаций — дальше дестабилизировать ситуацию в стране. Видим, что на Донбассе происходят атаки "Отомстим за Одессу!".
Чего ждать на Одесчине, Донбассе и Луганщине ближе к 9 Мая?
— Может быть что угодно. Поэтому правоохранительные органы должны работать. Общественность страшной ценой защитила Одессу 2 мая. Но если воевать будем только мы, цена будет еще больше и хуже. Каждое такое событие осложняет строительство нормальной жизни.
Какие вызовы предстанут перед новым президентом?
— Первый — безопасность. То, что сейчас происходит в стране, — самый серьезный вызов за последние почти 23 года.
Второй — бедность.
Третий — коррупция, которая проела все.
Как решать эти проблемы?
— Для начала нужно разобраться с причинами. Возвращать нормальные принципы кадровой политики. Людей нужно оценивать по эффективности. А сейчас все решают деньги или личное знакомство. После того, что произошло и продолжается на Донбассе и Луганщине, все руководители правоохранительных органов должны уйти в отставку.
Нескольких начальников сменили, но ситуация только ухудшается.
— Нужно продолжать кадровые изменения. Нормальные офицеры есть. Я был в Горловке, когда там штурмовали райотдел милиции. Его руководитель полковник Крищенко держался, хотя все вокруг сдались. Защищал украинский флаг. Но ему никто не пришел на помощь.
Если центральная власть и дальше не будет поддерживать милиционеров, они будут защищаться?
— Нет. Я был в Донецке и на местном сайте прочитал о штурме Горловского райотдела милиции. Сразу же поехал туда и видел, как еще полчаса милиционеры обороняли комнату с оружием. Вопрос: почему власть за все это время ничего не сделала? Там есть губернатор-миллиардер Тарута. У него и Служба безопасности, и охранные структуры. Почему не прислал какой-то отряд? Максимум нужно было человек 100. Следовательно, или руководители ничего не хотят делать, или это измена. Почему я с коллегами сняли на видео подполковника российской армии Безлера, нашли его паспорт и выложили в интернет? Я стоял от него в полуметре. Если бы у меня было задание и вооружение, мог бы там его и уложить. Вместо этого по Безлера отправляют трех спецназначенцев из "Альфы". Их истязают и выкладывают видео, где те рассказывают, что это задание было невозможно выполнить. Вопрос: что делает СБУ?
У власти нет линии поведения?
— Личный состав милиции деморализован после событий на Майдане. А руководство не имеет никакой стратегии. Они просто реагируют на события, да и то с опозданием.
Критической точкой эксперты называют выборы президента.
— Нужно иметь главу государства уже после первого тура. Потому что у нас нет трех недель до второго. Прийти на выборы должно как можно больше людей. Это засвидетельствует легитимность власти. Если на Донбассе кампанию будут срывать, ее все равно нужно проводить. Страна не может быть заложником одного региона. Новый президент должен навести там порядок.
Как?
— Донбасс уважает силу. Уже сегодня нужно силой решать часть проблем.
Если Путин введет войска на Донбасс, как среагирует Запад?
— Начнут настоящую экономическую войну против России. Латвия, Литва, Эстония, Польша, другие восточноевропейские страны будут понимать, что они — следующая цель Кремля. В марте был в делегации местных региональных властей Совета Европы. На выступление надел футболку "Путин = Гитлер". Многие подходили и говорили, что их нельзя сравнивать, потому что Гитлер убил миллионы людей. Я сказал: Путин стал на путь, который может к этому привести. На днях французское издание "Фигаро" написало, что Путин начинает Третью мировую войну. Постепенно до них доходит, что происходит в действительности.
Что мы должны делать?
— Нужно что-то решать с информационной политикой внутри страны и с внешней. Например, формулировка "Юго-восток" помогает нашим врагам. Ее не существует с момента первого выстрела на Майдане и потери Крыма. Это был поворотный момент. Украина объединилась. Осталось две позиции — ты за Украину или против. Юг по большей части за Украину, Восток наполовину. Поэтому нам нужна соответствующая политика. Информационная война сейчас не менее важна, чем захват какого-то городка. Пока что мы эту войну не проиграли благодаря активистам и журналистам, которые ездят на восток и рассказывают о ситуации. Новый президент должен создать Национальное информационное бюро. Также фактически с нуля строить армию, дипломатию. Четко поставить стратегическую цель и идти к ней.
Что это должно быть?
— Защитить Украину в ее теперешних границах. Следует понимать, что Крым сегодня не вернем. В то же время эту тему нельзя снимать с повестки дня.
Какой должна быть политика нового президента относительно полуострова?
— Нужно сказать: мы не признаем оккупации, это наша территория. Второе: рано или поздно вернем ее. Третье: всеми средствами помогать людям, которые там остались и чувствуют себя украинцами. Финансово, информационно. Они должны получать гранты на фестивали, культурные мероприятия. Молодежь должна получить возможность поступать в украинские университеты бесплатно. Этим всем должно заниматься министерство Крыма.
Сколько времени нужно на реализацию первоочередных реформ?
— Не один год. Но их уже нужно запускать.
Как наладить диалог с жителями восточных регионов?
— Нужно показать, что государство будет проводить децентрализацию. Большинство налогов должно оставаться на местах. Например, под Одессой есть курортное село Дальник. Чтобы сделать берегоукрепление, сельский председатель должен получить постановление Кабинета Министров.
Но децентрализация не должна касаться силовиков и армии. Здесь наоборот: следует строить дееспособную вертикаль во главе с президентом.
Чего боятся жители Донбасса?
— Хаоса. Большинство хотят одного — порядка. Многим все равно, будет он под украинским, российским или флагом Донецкой республики. Это вопрос к Украине: в состоянии ли она обеспечить порядок?
Россия забрала Крым, дестабилизировала ситуацию на Востоке, уровень жизни падает, правительство ждет кредитов. Как это все осилить?
— Без посторонней помощи не обойтись. Чтобы получить кредиты, нужно избрать легитимного президента.
Сейчас почти вся власть у партии "Батьківщина". Вопрос: разве она получила на парламентских выборах большинство? Нет. Разве ее кандидат победил на президентских выборах? Тоже нет. Поэтому имеем временное правительство. А Запад хочет видеть легитимного партнера, которого поддержал народ. Только с ним будут говорить обо всех вопросах.
У Гончаренко звонит мобильный. После короткого разговора говорит:
— Я не завтракал, не обедал, а в три часа у меня эфир. До четырех не поем, а это тяжело.
Идет внутрь. Через 5 минут официантка приносит борщ со сметаной, пампушки. Пахнет чесноком.
Какое оптимальное госустройство для Украины?
— Нельзя превращаться в федерацию — это государство со слабым центром. Регионы должны быть сильны экономически, но центр — мощный. Вижу Украину унитарной с сильными регионами.
Этот парламент должен работать после избрания президента?
— Нет. Он убил себя голосованием за диктаторские законы 16 января. Эта Верховная Рада не отвечает настроениям общества. Кроме того, имеет полномочия, с которыми ее не избирали. Хоть с какой стороны посмотреть, парламент нужно как можно скорее переизбирать.
По каким законам избирать народных депутатов?
— Нужны открытые списки. Это было ненормально, когда в Верховную Раду приводили любовниц, водителей, охранников. И нужно уменьшать срок полномочий нардепов. В Соединенных Штатах конгрессменов избирают на два года. За это время вполне можно себя проявить.
Какой должен быть проходной барьер?
— 1–2 процента, не больше.
8 000 гривен потратил Алексей Гончаренко на биллборды и листовки в Одессе против Владимира Путина. На них российский президент тянет игрушечные танки и ракеты. Есть надпись: "Вова, не делай маме нервы!"
Взял мамину фамилию
Отец Алексея Гончаренко — бывший одесский мэр Алексей Костусев. Сын взял мамину фамилию, потому что отец бросил их, когда мальчику было 3 года. С 14 пошел работать, преподавал английский в детсаду. Выучился на педиатра. Работал на "скорой". Второе образование — финансиста — получил в Академии народного хозяйства при правительстве России.
В 2005-м возглавил Одесское отделение партии "Союз". Был депутатом горсовета от "регионалов", первым заместителем главы областного совета. В январе 2014 года оставил должность и вышел из Партии регионов. Сейчас депутат облсовета.
Каждое утро бегает 5 км, проплывает в бассейне 2 км. Моржует. В позапрошлом году начал заниматься тайским боксом.
С женой Ольгой воспитывают сына Алексея.
Комментарии
1