"У Соединенных Штатов Америки такая практика: чем более коррумпировано наше правительство, тем больше ему дают денге", — рассуждает лидер Украинской народной партии, депутат-"нунсовец" Юрий Костенко, 58 лет.
В понедельник он час общался с американцами в своем партийном офисе на столичной ул. Пушкинской. Говорит, что раньше возлагал большие надежды на их помощь нашему государству. Однако разочаровался и в них, и в нашей власти.
— Каждое утро, когда делаю зарядку около дома, слышу жалобы людей на наше правительство. Жалуются, что нет рабочих мест, на взяточничество и коррупцию. Жалуются и на беспорядок в Верховной Раде. Но именно народ может изменить политическую власть. В настоящий момент ей выгодно красть все от имени народа. Этого научилась и оппозиция, и власть. Но когда я говорю обо всех эти критические вещи, в частности, в адрес правительства, то мне начинают приписывать: вот вы — член коалиции, а критикуете правительство. Но это же моя функция — критиковать.
Не жалеете, что два члена вашей партии вступили в коалицию?
— Нет. Вспомните, как все было. Был декабрь. Виктор Ющенко законно распустил Верховную Раду, но правительство незаконно не выделило средства на выборы. Какая была альтернатива? Продолжение работы нелегитимной Верховной Рады, потому что она является такой без коалиции и нелегитимного правительства, которое было бы в статусе исполнитящего обязанности? С другой стороны, нарастал кризис, и без международной помощи экономика и государство могли обанкротиться. Понятно, что нелегитимной власти никто заимствований не дает. Поэтому цена противостояния была слишком высокой.
"Регионалы" посчитали, что из-за этих долгов каждый украинец должен 18 тысяч гривен.
— Если "регионалы" такие патриоты Украины, то зачем было голосовать с БЮТом относительно печатания почти 10 миллиардов гривен для Евро-2012? Эти средства они разделят между бизнесом, дружественном БЮТ и Партии регионов, которая приведет к инфляции. В пределах подготовки к Евро-2012 правительства нужно было в первую очередь заключать деньги в дороги, одолжив дешевые кредиты на 30–50 лет у международных доноров. Строительство дорог позволит поднять смежные отрасли, обеспечить доходы в бюджет. А премьер дает популистские социальные обещания в виде возвращения обесцененных сбережений "Сбербанка" СССР. Нас обманули на 132 миллиарда долларов, а Тимошенко вернула шесть миллиардов гривен.
Костенко несколько раз звонят на мобильный. Он в течение полуторачасового разговора никому не отвечает.
Вы встречались с Юлией Тимошенко и выражали свои замечания?
— Конечно. Тимошенко всегда со всем соглашается, но делает по-своему.
Почему тогда вы в последние минуты убедили своего депутата Ярослава Джоджика поставить решающую подпись за создание коалиции?
— Это было консолидированное решение нашей политической силы. Мы дали 226-й голос, чтобы возобновить работу парламента, и только.
За это Тимошенко пообещала вам должность вице-спикера?
— Я никогда не хотел должности. Единственный раз это было в 1992 году, когда меня пригласили на должность министра охраны окружающей среды и ядерной безопасности. Потому что никого другого в Верховной Раде, который знал бы все эти проблемы, не было. Если бы я хотел какой-то должности, то в моей трудовой книжке было бы значительно больше записей относительно министров, вице-премьеров.
Но вашему однопартийцу Александру Клименкр, вошедшему в коалицию, пообещали должность министра угольной промышленности.
— Да, мы рекомендовали его на эту должность. На момент формирования коалиции шла речь о судьбе Верховной Рады, правительства. УНП боролась, чтобы в коалиционное соглашение вошли принципиальные моменты относительно реформирования экономики, энергетического сектора. Это было проигнорировано — и вот результат.
Украина получает газ на 20 процентов дороже, чем страны Евросоюза
Я знал, с чем придется столкнуться Тимошенко во время газовых переговоров в России. Нужно было начать с установления газовых счетчиков на нашей территории. Потому что до сих пор Украина не контролирует, сколько газов к нам закачано. Это объемы, которые вычисляются десятками миллиардов долларов! Понимаю, почему это не делается. Потому что не было бы украинских олигархов. УНП также требует перенесения таможенного контроля по продаже российского газа в ЕС из западной границы Украины на восточную. Какое отношение имеет "Газпром" к украинской газотранспортной системе? Это нонсенс. Изменить ситуацию могут правительство и Верховная Рада, приняв поправку к Закону "О таможенном тарифе". Тимошенко на словах согласилась. УНП внесла в Верховную Раду эти законодательные инициативы, но никакой реакции. Я неоднократно рассказывал Тимошенко, что в договоре относительно условий базирования российского Черноморского флота в Украине вторая статья предусматривает переход на рыночные цены относительно аренды крымской земли. По минимальным подсчетам, сегодня цена арендованной российским флотом крымской земли — от пяти до 10 миллиардов долларов в год.
А сколько Россия платит?
— 97 миллионов. И то они не платят. Украина из своего бюджета финансирует в виде дотаций бюджеты Севастополя и Крымской автономии за расположение российского Черноморского флота. То есть мы платим за то, что у нас войска, которые нам смотрят в спину. Ну таких сногсшибательных маразмов в политической практике других стран нет. Также говорил Тимошенко еще в январе: "Готовьте обоснование, почему нам не нужно столько российских газов, потому что это будет разрушение экономики. И вы сэкономите по меньшей мере 7,5 миллиардов долларов". Их можно было бы направить на финансирование собственной армии.
Но, по словам премьера, она договорилась с Владимиром Путиним повысить цены на транзит российского газа на 60–70 процентов.
— Заявления Тимошенко об огромной газовой победе — это фикция, поскольку Украина получает газ на 20 процентов дороже, чем страны ЕС. При этом транзитные тарифы Украины составляют около 2 долларов за тысячу кубометров на 1000 километров, тогда как в странах Европы — по 5–6 долларов за то же расстояние. Тимошенко умеет наибольшие поражения правительства представлять как наибольшее достижение.
Я вижу, как люди начинают смотреть на все эти вещи. Поэтому не исключаю, что на президентских выборах Ющенко может быть реальной конкуренцией Тимошенко. Во второй тур войдут кандидаты, которые наберут в диапазоне от 14 до 17 процентов голосов.
Премьер это понимает?
— Вряд ли. Большинство людей еще не определились относительно поддержки конкретного кандидата. Есть разочарование в Ющенко. Но есть патриотические избиратели, для которых независимость страны — это самая большая ценность, которую на своей должности демонстрирует президент. Как они среагируют, таким и будет его результат.
Тимошенко заявила, что от национально-демократических сил должен быть один кандидат. Вы будете поддерживать ее?
— Я — "за". Но Юлия Владимировна им не является. БЮТ по своей идеологии является левопопулистской силой и не имеет отношения к правым силам. На правом фланге исчезли правые партии. К сожалению, Рух взял курс на обслуживание интересов БЮТа.
Сын Костенко женился на дочке Тарасюка
Юрий Костенко родом из поселка Новая Ободивка Тростянецкого района на Винниччине. Был народным депутатом почти всех созывов. В 1992 году стал министром охраны окружающей среды и ядерной безопасности. Костенко — один из основателей Народного движения. После гибели лидера Руха Вячеслава Черновола создал Украинский народный рух, а через несколько лет превратил его в Украинскую народную партию. Другую часть Руха возглавил его нынешний сват — Борис Тарасюк.
— Я узнал в канун свадьбы, что невестка — дочка Тарасюка. Хотя они встречались три года, — говорит Юрий Костенко. — Борис Иванович об этом узнал раньше. Теперь у нас есть общее достояние — 4-летний внук Иван.
Костенко женат во второй раз. С первой женой — предпринимателем, общается через сына. После развода парень, которому тогда было 15 лет, ушел жить к отцу. Со второй женой — журналисткой, нардеп вместе 14 лет.
Вспоминает, что в 2002-ом хотел воспользоваться депутатством и пристроить на работу сына в "Укрспецэкспорт":
— Он там проходил практику и хорошо себя зарекомендовал. Тогдашний руководитель Валерий Малев им был доволен и сказал, что примет на работу. Как раз сын заканчивал университет, а Малев погиб. Его заменил Валерий Шмаров. Говорю я: "Была такая договоренность, вы его возьмете?" Он сначала ответил одобрительно. Потом я звоню, а он говорит, что позже. Так мы ждали четыре месяца. В конечном итоге говорю сыну: "Ищи работу". Он нашел. Работает в рекламном агентстве.
Комментарии
20