В конце мая народный депутат 48-летняя Инна Богословская написала заявление о выходе из Партии регионов и объявила о намерении баллотироваться на пост президента. Перед этим она ездила за границу в один из православных монастырей. Простояла там пять дней — пыталась найти правильное решение.
Богословская ежедневно работает над своей избирательной кампанией на ул. Шелковичной около Верховной Рады. Это две квартиры на четвертом этаже, переоборудованные под офис. Его она арендует. Деревянную мебель туда ей привез муж. Богословская усаживается на небольшой серый диван. Помощница приносит ей чай с лимоном. Ставит на стол фрукты.
— В Партию регионов меня пригласил лично Янукович, — вспоминает Инна Германовна. — И там я не принадлежала ни к одной группе.
Но вашу фамилию часто связывают с так называемой "группой Фирташа".
— Я видела Фирташа дважды — один раз у него в офисе, второй — в эфире "Интера". Наша личная встреча не была связана с политикой. Один из моих друзей — банкир — просил, чтобы я посоветовала: давать кредиты структурам Фирташа или нет. Я сказала: сперва мне нужно его увидеть. Речь шла о крупной сумме. После встречи посоветовала другу: "Нельзя давать Фирташу кредит, потому что у тебя будет большая проблема".
Понятно, откуда эти слухи о моей близости к Фирташу. БЮТ действует по такой схеме: создает образ врага и к нему все лепит. Таким образом меня и приписали к группе Фирташа. Я еще в 2002 году публично сказала Тимошенко, что не может женщина-воровка претендовать на высшую власть в стране. После того она в телеэфиры со мной не ходит. Боится проиграть, ведь знает: все ее мифы я быстро развенчаю и народ поймет, кто есть кто.
Нардеп берет чай и давит ложкой лимон о стенку чашки.
С осени премьер-министр собирается ежеквартально поднимать на 20 процентов цену на газ. Это обоснованно?
— Здесь существуют два аспекта. Первый — у нас нет газового рынка. Он несбалансированный. А "Нефтегаз" — кошелек для всех, кто к нему причастен. Во-вторых, из компании берут столько денег в бюджет, сколько нужно. Не смотрят — обоснованно это или нет. Именно поэтому "Нефтегаз" сегодня банкрот и за газ платит за счет эмиссии — печатания денег или золотовалютного фонда Нацбанка. Непонятно, по каким причинам Международный валютный фонд сейчас финансирует дефицит госбюджета — он этого никогда не делал. А Тимошенко еще и хочет, чтобы они финансировали фактически уплату наших текущих обязательств за газ путем дотирования и кредитования. С экономической точки зрения это бессмыслица, а с государственной — уголовное преступление. За это все будет расплачиваться не одно поколение. Это должно быть предметом расследования Службы безопасности. С какой стати правительство платит немереные суммы иностранным консультантам, которые нам советуют, как тратить деньги МВФ? Почему сегодня вместо министра финансов средствами в стране распоряжаются специалисты МВФ? И что делать нам — тем контрэлитам, которые придут на смену этой власти?
Контрэлита — это вы, Яценюк, Тигипко, Гриценко?
— Я говорю и об этих фамилиях, и об огромном количестве контрэлит во всем обществе. Это новые педагоги, понимающие, что нельзя так дальше строить среднее образование. Бизнесмены, которые видят: мы стали страной, которая ничего не производит. Это значит, что у нас не будет шансов остаться независимыми. Вынуждены будем жить с 3–4 процентов торговых накруток на цену импортных товаров. Вот что нас ожидает, если БЮТ и "Регионы" договорятся и разделят всю власть и собственность на двоих.
Это все еще возможно?
— Безусловно. Пока что они воплощают второй сценарий. Первый, провалившийся, — принятие новой Конституции с продолжением сроков существования парламента, с отменой прямых президентских выборов и введением императивного мандата — некоего депутатского рабства. А теперь разрабатывают другую схему. Тимошенко не пойдет на выборы, в последний месяц кампании найдет какую-то невероятную причину — мол, она остается в правительстве, потому что единственная сможет преодолеть кризис. По плану, Янукович выигрывает тогда в первом туре, Тимошенко остается премьером, и у них будет конституционное большинство в Верховной Раде.
У людей сейчас есть такие настроения — всех вешать или согнать на стадион и расстрелять
Но новый президент обязательно попытается распустить Верховную Раду.
— Если у БЮТ и Партии регионов будет 300 голосов, то новому президенту будет трудно это сделать. Но они заигрались и рисуют эти схемы, невзирая на народ. Его они не воспринимают как силу, способную сделать выбор. Считают только, сколько их членов будет в комиссиях и сколько им подчинено судов. Это может привести ко взрыву в обществе. У людей сейчас уже есть такие настроения — всех вешать или согнать на стадион и расстрелять. А БЮТ и "Регионы" этого не учитывают. Они живут стандартами прошлого, это — постсоветские элиты. Они все связаны между собой, в частности бизнесом. К качестве примера можно привести Лозинского — так или иначе с ним были связаны все, из разных партий.
Это ведь он пять лет назад был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Януковича на Кировоградщине?
— Да. А часть его округа — это тот, по которому Тимошенко избиралась в 1996-м. Тогда она бежала от ареста за контрабанду и хотела спрятаться за неприкосновенностью. Лазаренко ей помог.
У вас есть собственная команда?
— Да, но я не могу сейчас называть их фамилий. Это известны люди. Есть и не слишком известные на общенациональном уровне, но влиятельные на региональном. В БЮТе дано указание: если предприниматели будут помогать конкурентам Тимошенко, то им не вернут налог на добавленную стоимость.
Ваша цель — бороться против Тимошенко и отбирать голоса у Януковича?
— Я отбираю голоса еще не определившихся. Их более 40 процентов. Когда в 2006-м мы шли на выборы с "Виче", то таких было вдвое меньше. И тогда прошли Витренко, Литвин и "Виче". У нас было 3,6 процента, но у нас их украли и дали 1,76 процента.
Вашу избирательную кампанию финансирует Виктор Пинчук, зять Леонида Кучмы?
— Сейчас — нет. Он друг, — мягко отвечает Богословская. — Помню, как он позвонил среди ночи, когда у него отбирали Никопольский завод ферросплавов — Тимошенко нагло из своего кабинета пыталась передать его другой бизнес-структуре. Ночью мы вылетели туда, и я ему сказала: "Виктор, мы сможем вернуть не только завод, но и свергнуть Тимошенко. Но при одном условии: если будем защищать не завод, а право собственности". И люди тогда вышли на улицу.
Какие политтехнологи на вас работают?
— Украинские, российские и немецкие. Но кампанию "под ключ" никому не отдадим, просто будем консультироваться.
У кого из олигархов готовы брать деньги?
— Будем договариваться со всеми, но на определенных условиях. Не будет перераспределения собственности. Пообещаем, что государство станет их главным лоббистом на внешних рынках и мы будем приобщать их ко всем международным переговорам. У иностранцев при приватизации должен быть украинский партнер. Но взамен эти олигархи обязаны будут придерживаться антимонопольного законодательства, финансово промышленные группы станут понимать, что у них есть поле для развития за рубежом, и не будут всасывать, как пылесосы, все вокруг. Как теперь в Донецкой области — две промышленные группы контролируют все, начиная от лотков. Это плохо для бизнеса и для региона.
Более крупные фигуры пока что на своих яхтах отдыхают. Кое с кем мы уже переговорили по телефону о том, что они возвращаются и мы договариваемся. В конечном итоге все олигархи устали от такого качества нашей политики. Они патриоты Украины, кроме одного, циничного. Он всегда говорит: "Идем коррумпировать чиновников".
Это Коломойский?
— Да.
Он будет поддерживать на выборах Тимошенко?
— Пусть вспомнит свои слова годичной давности: "Если она придет к власти, то я убегу в эмиграцию".
1960, 5 августа — Инна Богословская родилась в Харькове
1982 — с отличием окончила юридический институт
1982 — адвокат Дзержинской юридической консультации в Харькове
1993 — учредила фирму "Юридическая международная служба"
1998 — избрана народным депутатом Украины
2003 — председатель Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
2006 — возглавляет список партии "Виче" на выборах в Верховную Раду. В парламент не проходит
2007 — четвертый номер в списке Партии регионов на досрочных парламентских выборах, член Партии регионов
2009, 25 мая — выходит из Партии регионов и объявляет о намерении баллотироваться на пост президента
Живет в гражданском браке. Есть дочь и два внука
Комментарии
12