— Осенью решится вопрос о главе Национального банка. Возможно, и о новом руководителе Фонда госимущества. Зато медицинскую реформу провести через парламент будет трудно, вокруг нее много конфликтов. Счет будет 2:1 в пользу правительства и президента, — говорит политолог 58-летний Владимир Фесенко.
5 сентября Верховная Рада начинает седьмую сессию. Осенью должны принять пять пакетов законопроектов — образовательную, медицинскую и пенсионную реформы, электронные доверительные услуги, международные стандарты финансовой отчетности. До конца сентября президент Петр Порошенко внесет в парламент кандидатуру на должность главы Нацбанка. Также депутаты должны рассмотреть закон о реинтеграции Донбасса.
Какие основные задания сейчас стоят перед украинским политическим классом?
— Власть собирается удерживать ситуацию под контролем, хотя бы относительно стабилизировать ее, — считает Владимир Фесенко. — Будет готовить благоприятные предпосылки для президентских выборов 2019 года. Прямую избирательную кампанию еще не начинают. Реально вхождение в нее начнется с весны следующего года.
Зато "Батьківщина" и часть "Оппозиционного блока" все еще надеются спровоцировать политический кризис, чтобы выйти на преждевременные парламентские выборы. В них заинтересованы "Свобода", "Движение новых сил" Саакашвили. Он хочет вернуться в Украину и использовать ситуацию с лишением гражданства для реанимации своего политического движения, которое так и не стало серьезной силой. Если попытка окажется неудачной, его политический проект в Украине будет постепенно угасать.
Досрочные выборы парламента и президента возможны?
— Для преждевременных президентских нет никаких оснований. Это крайне маловероятно. Вероятность досрочных выборов в Верховную Раду сейчас меньше, чем весной или год назад. В прошлом году был политический кризис из-за проблем с тарифами. Прямых предпосылок для нового сейчас нет. Хотя в стране сохраняется достаточно высокое социальное напряжение, есть настроения разочарования. Однако невозможно предвидеть, когда это может взорваться.
Так массовые протесты возможны?
— Их вероятность не очень высока. Люди не верят никому — ни власти, ни оппозиции. Поэтому не хотят выходить на улицу.
Весомого повода для протестов в настоящий момент нет. Есть локальные — как, например, повышение цен на сжиженный газ для авто.
Осень будет относительно спокойной. Страсти будут бурлить вокруг депутатской неприкосновенности. Увидим новые порции представлений от Генпрокуратуры, активность Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры относительно депутатов и министров.
Сколько "голов полетит" в парламенте?
— Не вижу голов, которые полетели. Даже Михаила Добкина (народный депутат из "Оппозиционного блока", бывший мэр Харькова и экс-глава тамошней облгосадминистрации. Добкина подозревают в аферах с землей. 13 июля парламент снял с него неприкосновенность. — ГПУ) не арестовали, хотя разрешение на это есть. Некоторых депутатов опять могут лишить неприкосновенности, но до арестов дело не дойдет. Вопрос открытый — как на это будет реагировать улица? Могут возникнуть протесты вокруг резонансных судебных процессов. Внимания к янтарному делу, Насирова будет значительно больше, чем к Януковичу. Экс-президента осудят, скорее всего, до конца этого или в начале следующего года.
Чего в первую очередь ожидаем от президента, правительства, Верховной Рады?
— В сентябре-октябре Порошенко сконцентрируется на внешней политике. Речь пойдет о европейской и евроатлантической интеграции. Также президент и правительство больше внимания будут уделять социальным вопросам — повышению пенсий, образовательной реформе. С нового года вырастут минимальная и средняя зарплаты.
Кадровые изменения в правительстве будут?
— В масштабных не заинтересованы ни президент, ни премьер. Они будут стремиться хранить статус-кво (оставить все так, как есть. — ГПУ). Вопрос будет по двум министрам, которые написали заявления об отставке (министры информационной политики Юрий Стець и аграрной — Тарас Кутовой. — ГПУ).
В каких реформах способны сделать рывок?
— В образовательной и пенсионной. Они очень масштабны.
Как могут измениться политические расклады до лета 2018 года?
— Конфигурация политических союзов будет меняться ближе к президентским выборам. Увидим это осенью следующего года. В настоящий момент влиятельные игроки ни на какие союзы не пойдут. Будут объединяться политические силы второго плана — Андрей Садовый, Анатолий Гриценко, молодые демократы, возможно, остатки движения Саакашвили. Им нужно усиливать свой потенциал.
Какого-то прогресса на оккупированном Донбассе можем достичь?
— В ближайшие два года выйти на стабильное прекращение огня не удастся. Сейчас — одиннадцатое перемирие. И повторяется та же история: несколько дней боевики почти придерживаются договоренностей, а тогда переходят на привычный уровень обстрелов.
С чем это связано?
— В этом заинтересован Путин. Он не пойдет ни на какие уступки, прекращение конфликта. Надеется, что к президентским и парламентским выборам 2019 года при власти в Украине появятся политические силы, которые захотят с ним договариваться на его условиях.
Если Россия пойдет на решение конфликта на Донбассе, сразу неминуемо появится вопрос Крыма.
С Крымом можем как-то продвинуться вперед?
— Если по Донбассу россияне хотя бы имитируют переговоры, то по Крыму не идут ни на какие. В то же время Украина начала борьбу за полуостров на международных судебных площадках в Гааге. Должны постоянно об этом напоминать.
На каких направлениях может измениться наша внешняя политика?
— После вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС начинается будничный период европейской интеграции. Нужно сконцентрироваться на реформах, которые модернизируют Украину к евростандартам. С другой стороны, должны искать свои ниши на европейском рынке. Товарооборот со странами ЕС увеличился на 20 процентов, но этот процесс нужно ускорять.
В НАТО нас быстро не примут. Украинскую армию нужно вывести на стандарты Альянса до 2020 года.
Параллельно должны бороться за продление санкций против России, в частности, со стороны Евросоюза.
Комментарии