четверг, 14 мая 2009 17:45

"Страна балансирует на грани возможного"

Автор: фото: Наталия ЧУБЕНКО
  Экс-министр финансов Виктор Пинзеник говорит, что дефицит государственного бюджета в настоящий момент превышает 10 процентов
Экс-министр финансов Виктор Пинзеник говорит, что дефицит государственного бюджета в настоящий момент превышает 10 процентов

55-летний Виктор Пинзеник уже четвертый месяц наблюдает за кризисом не из правительственных кабинетов. После отставки в феврале с должности министра финансов он вернулся в офис партии "Реформы и порядок", которую возглавляет со времени ее основания. Из помещения на ул. Институтской одинаковое расстояние к Кабмину, Верховной Раде и Секретариату президента.

Под окнами кабинета экс-министра во вторник утром гудят автомобили — огромный затор образовался по вине регулировщика. Поэтому водители негодующе сигналят.

Пинзеник — улыбающийся, в голубом в черно-белую полоску джемпере. На его столе — кофе, золотистая пачка " мальборо" и черная пепельница.

У вас больше пессимизма или оптимизм относительно событий в стране?

— Оптимизма нынешняя ситуация не вызывает. Но страна "выруливает" в любом случае. Остановить экономику невозможно, она сама находит способ приспособиться. Жаль только, что нужно будет заплатить высокую цену.

Какой она может быть?

— Уже и так высоковата. Потому что спад достаточно сильный. Такого не ожидали в самых худших прогнозах. Неминуемая плата — падение реальных зарплат и пенсий.

В январе этого года вы написали докладную главе правительства относительно критичности экономической ситуации. Обнародовали ее без вашего согласия. Но вы тогда в частности допускали, что ситуация может стать неуправляемой. Такая угроза уже прошла?

— Я не хотел бы говорить об этом как о сценарии нашего будущего. Но условия для его осуществления есть. Страна балансирует на грани возможного, во всех системах она как натянута струна. В какой-то момент может оборваться.

Сильный спад экономики, в бюджет есть серьезный дефицит, нет источников для его финансирования, и запаса прочности нет, потому что казначейские счета — "голые"! Такого не было никогда. Это жизнь одним днем. Одним месяцем.

Зачем правительство засекретило статистические данные о состоянии экономики?

— Я — не член правительства.

Но их мотивы понимаете?

— Не хочу комментировать это. Не вижу логики в таком решении, потому что есть много других показателей, по которым можно оценить ситуацию. Скрыть ее невозможно! Я читаю в печати сообщение о проблемах с доступом к статистической информации. Это ненормально для открытой страны! Напротив — информирование общества о ситуации дает шансы для правильных действий.

Голос собеседника опять заглушает гуденье автомобильных сигналов. Но экс-министр тон не повышает, говорит спокойно и ровно.

В конце прошлого года произошел непрогнозируемый обвал гривни. Сейчас мы уже перестраховались от таких "сюрпризов"?

— Кто сказал, что девальвацию не прогнозировали? Девальвация гривни была неминуемой! Но факторы, повлиявшие тогда на ее курс, сегодня уже не действуют. Они не могут опять стать основанием для падения гривни. Повлиять на курс может избыточная монетизация экономики, предопределенная бюджетной ситуацией.

То есть печатание денег?

— Да. А причиной этого может стать дефицит бюджета.

Вместо того чтобы зарабатывать деньги, их печатают?

— Это происходит и в настоящий момент. Однако не приобретает угрожающие размеры. Но есть определенный предел. Участие Национального банка в покрытии расходов правительства великовато. И есть высокий прирост ОВГС (облигации внутренних государственных ссуд. — "ГПУ"), находящихся в собственности НБУ. Хотя в начале 2008 года Нацбанк вообще не держал деньги в них. То есть у правительства не было долгов перед Национальным банком.

За последние полгода правительство задолжало Национальному банку 24 миллиарда гривен

А сколько теперь Кабмин задолжал НБУ?

— Около 24 миллиардов гривен.

Это за один год?

— Нет — за последние полгода.

Вы говорите, что падение гривни было неминуемым. Но в прошлом году весной и летом гривня немного подорожала относительно доллара. Тогда Петр Порошенко, Владимир Стельмах и Юлия Тимошенко призывали хранить деньги в гривне и говорили, что она еще укрепится. А произошло наоборот...

— Я не отслеживаю эти комментарии. Но нынешняя курсовая ситуация не является вечной. В перспективе я вижу укрепление гривни. В этом году — нет. Однако не исключено, что это произойдет в 2011 году, когда возобновятся мировые рынки денег. Конечно, украинская политика может внести в эти процессы коррективы.

Пинзеник вертит в руках очки. Иногда подносит дужку ко рту.

Одним из способов пополнения бюджета являются внешние ссуды. В частности премьер-министр хочет одолжить в России 5 миллиардов долларов и получить заранее оплату за транзит газа. Это правильные шаги?

— Бюджет, к сожалению, сравнительно с прошлым годом уже потерял 5 процентов доходов.

Относительно оплаты поставок российского газа за счет оплаты транзита заранее, то это не решение проблем, а откладывание на будущее. Это проедание денег из будущего. Проблемы заострятся в следующем году. Жизнь в долг при таких его размерах заканчивается плохо. Во время кризиса 1998–1999 лет гривня подешевела втрое. И причиной этого была жизнь в долг. Потому что в такой ситуации все больше бюджетных денег  идет на обслуживание долгов.

В уплату процентов по ссудам?

— Конечно! А еще учтите, что страна должна осуществить восстановление банковского сектора. И это тоже за счет наращивания долгов. Поэтому увеличивать их по другим направлениям недопустимо. О восстановлении экономики невозможно говорить без восстановления банковского сектора. И это уже учтено в дефиците бюджета. В этом году приняли бюджет с 31 миллиардом дефицита, и еще отдельно указаны 44 миллиарда на рекапитализацию банков. То есть бюджет был принят с дефицитом 75 миллиардов гривен. Это при том, что в страна в последние годы был дефицит на уровне 6, 8, 10 миллиардов гривен.

Ссуды от МВФ и России — равнозначные?

— Нет. Международный валютный фонд дает ссуду на значительный срок, и это достаточно дешевые деньги. Там ставка — 3,6 процента годовых.

Когда человек живет в долг, есть большая вероятность, что он не сможет его вернуть. Страна ничем не отличается от человека. Если все большая доля расходов идет в уплату долгов, это окончится плохо. Дефицит бюджета, по моим оценкам, уже превышает 10 процентов.

Простые граждане не понимают эту опасность. Считают, что бюджет — это не их. Хотя это деньги налогоплательщиков. Люди не думают, что долг страны — их долг. А он их. Это значит, что завтра им будут меньше платить. То есть из их кармана идет плата, и чем больше мы платим за долги, тем меньше остается у граждан Украины. Это прямой вычет из кармана каждого человека сегодня и в будущем! И уже в этом году заплатят немало.

Долг, связанный с банками, не так страшен, потому что он временен. Нужно только правильно осуществить восстановление банков. Ситуация стабилизируется, банк продастся, и деньги вернутся государству. Другие ссуды являются опасными, потому что их причины никуда не исчезают, это путь к постоянному наращиванию долгов.

Происходит ли в настоящий момент хотя бы что-то позитивное в экономике?

— Стрессовые ситуации всегда полезны для прогресса. Много уроков получил бизнес. Часть банков не выживет, но у остальных будет хороший иммунитет на будущее. Мы видим и хорошие примеры приспособления.

Вы не жалеете, что пошли в отставку, ведь могли бы больше влиять на ситуацию?

— В компетенции министра финансов — бюджет. Я всегда рассматривал его прежде всего как профессиональный документ. Бюджет 2009 года стал политическим.

После разговора Виктор Пинзеник прощается и выходит из комнаты. В коридоре смотрит на аквариум с большими черными и золотистыми рыбами. Шутит, что их можно ловить и есть.

— Раскормили вы их, — говорит помощницам.

1954, 15 апреля — Виктор Пинзеник родился в селе Смологовица Иршавского района Закарпатской области

1975 — аканчивает экономический факультет Львовского университета им. Франко

1991 — заведующий кафедры экономики и управления народным хозяйством экономического факультета Львовского госуниверситета им.  Франко

1992 — министр экономики, вице-премьер-министр по экономике в правительстве Леонида Кучмы

1994, 1995, 1996 — первый вице-премьер и вице-премьер в правительствах Виталия Масола, Евгения Марчука и Павла Лазаренко

1991, 1994, 1998, 2002, 2007 — избран народным депутатом Украины

2005, 2007 — министр финансов в правительствах Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова

2009 — идет в отставку из-за несогласия с бюджетной политикой премьер-министра Юлии Тимошенко

Женат второй раз, четверо детей

Сейчас вы читаете новость «"Страна балансирует на грани возможного"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть