Сегодня народные депутаты съедутся после отдыха на внеочередную сессию. "Бютовец" 70-летний Павел Мовчан вернулся из Крыма в столицу на прошлой неделе. В четверг, 13 августа, загоревший, он выходит из зеленой "Шкоды Октавии" и идет к старому лифту одного из зданий на Крещатике. Поднимается на шестой этаж, где расположен офис возглавляемого им общества "Просвіта".
— Кофе нет, но могу предложить пиво, вино или сладкую воду, — говорит.
Открывает небольшой старый холодильник, заставленный запотевшими поллитровыми бутылками пива "Оболонь". Две ставит на стол. Говорит, что немного болит горло, поэтому лечится пивом. Однако во время интервью его не пьет.
На стенах много икон, портрет Тараса Шевченко. В углу — два фото. Сверху — Виктор Ющенко в толпе. Будущий президент подарил Мовчану этот снимок в 2002 году, когда ездили на могилу Шевченко в Канев. Ниже — Юлия Тимошенко сидит в машине и протягивает руку седому мужчине, который стоит к ней спиной.
— Это — мой затылок, — улыбается нардеп и показывает пальцем на фото.
Почему через 18 лет после распада Союза Россия позволяет себе поучать Украину, как она должна развиваться?
— Россия позволяет себе настолько, насколько позволяем ей мы. Проблемы с Россией я предлагал решить не вчера, а на самых началах независимости. Это — языковой и церковный вопрос.
Этого не удалось сделать?
— Я не мог представить, что так быстро разворуют и уничтожат Украину. Мы были четвертым конкурирующим государством в аграрной сфере. Имели все свое, а теперь завозим табак, сусло для пива, потому что хмельную отрасль уничтожили. Мы не выращиваем хмель, а раньше же поставляли его во Францию, Германию. Сегодня завозим его, скажем, для пива "Оболонь", — показывает на бутылку.
Кроме намерений, я сейчас не вижу, чтобы делалось что-то хорошее для Украины. А начинать нужно с земли. Она же дичает. Посмотрите, во что превратилась Черниговщина, Волынь, — были же прекрасно разработанные земли, которые давали фантастические урожаи! Были откормные комплексы, как, например, в Ягодине. Сегодня же это перевалочный пункт между Украиной и Польшей, где таможенники и пограничники ежечасно набивают себе карманы.
Виновата в этом власть?
— Вся проблема в том, что власть никогда не была и не стала украинской.
И Тимошенко, и Ющенко?
— Как только они пришли к власти, их удачно начали "разводить".
В комнату заглядывает женщина с бумагами. Мовчан просит подождать. Говорит, что сам подойдет.
Куда мне было идти? Под Балогу? Или под Мартыненко? Я же знаю, кто он такой
— Это делали агенты влияния, — продолжает. — Они есть как в одной, так и в другой группе. У них на первом плане собственные бизнесовые интересы. Последний председатель КГБ Украины Михаил Галушко вывез отсюда всю информацию на свою агентуру, в частности на наших высокопоставленных должностных лиц. Сделал это, чтобы Россия могла шантажировать, влиять и провоцировать.
Не было ли письмо президента России Медведева тоже своеобразной провокацией?
— Неосознанной. Я говорил в прошлом году, что Грузия обречена на раздел. Вторые на очереди мы. Аппетиты России увеличатся: она попросит нашу трубу, землю, порты... Скажет: давайте поменяем идеологию, заново перепишем историю. Все это было разработано в последние времена президентства Кучмы. И наши казачки во главе с Дмитрием Табачником включались в реализацию этих проектов. Чтобы иметь большие бизнесовые возможности, они заинтересованы в расширении единого государства.
Президент Ющенко мог переломить ситуацию?
— Его Кремль не признавал и с ним не работал. Сам же Виктор Андреевич 4,5 года колоссальных возможностей профукал.
Два года назад вы говорили, что Тимошенко будет хорошим премьер-министром и даже президентом. Теперь думаете так же?
— Два года назад, когда увидел программу Тимошенко "Украинский прорыв", был уверен, что это — самый обстоятельный проект. Гуманитарной сфере, о которой я больше всего забочусь, было отведено надлежащее место. Но лидеры обрастают людьми, далекими от Украины. Они втягивают их в решение тактических задач и никогда не доходят до стратегических.
Что за два года выполнено из "Украинского прорыва"?
— Ничего, — вздыхает. — Ничего.
Не жалеете, что пошли в Верховную Раду по спискам БЮТ?
— А куда мне нужно было идти? В НУ-НС, под Балогу (бывший глава Секретариата президента. — "ГПУ")? Никогда в жизни. Или под Мартыненко (руководитель фракции блока "Наша Украина — Народная самооборона". — "ГПУ")? Я же знаю, кто он такой, и какая его группа. Неужели я не знаю, кто такой Александр Третьяков (нардеп от НУ–НС. — "ГПУ")? Он же Ющенко изолировал от информации.
Будущее страны в большой мере зависит от следующего президента. И дальше будете агитировать за Тимошенко?
— Я никогда не соглашусь, чтобы президентом стал Янукович. Ведь он больше всех приложился к разделу Украины и уничтожению здесь всего украинского. В БЮТ есть группа людей, которые мыслят государственными категориями и тоже придерживаются моей точки зрения. В частности, Олег Билорус, Степан Давимука, Юрий Полунеев.
Разве вы имеете какое-то влияние в БЮТ?
— Только тогда, когда протестуем, — улыбается. — По крайней мере спрашивают, почему же мы выступаем против. Меня удивляет, почему моя фракция два года назад не поддержала законопроект Мовчана-Яворивского о статусе украинского языка? Нужно двигаться дальше, защищаться, укреплять границы. А нам сказали: прочь Еханурова!
Его увольнение с поста министра обороны инициировала премьер Тимошенко.
— Не последнюю роль сыграла ее женская обида. Так же, как и с Огрызко (экс-министр иностранных дел. — "ГПУ").
Она часто руководствуется эмоциями?
— Бесспорно. Не мне говорить о женском характере, — смеется.
Уютно чувствуете себя в БЮТ?
— Неуютно чувствую себя в парламенте. Потому что ты ни на что не влияешь и тебя слышат только тогда, когда ты кричишь.
Сейчас " бюто вцы" и "регионалы" во главе с Андреем Портновым и
Александром Лавриновичем якобы договариваются об обеспечении победы Януковича
на президентских выборах, а взаме н Тимошенко останется премьером.
— Если представить, что победит Юлия Владимировна, то по меньшей мере 40 штыков эмигрируют из "Регионов" к ней. Если победит Янукович, то не меньшее количество людей перебежит в "Регионы". Вот где будет большинство, и никакой портновско-лавриновиче вской комбинации не нужно.
Вы верите в победу Тимошенко?
— А в кого же мне остается верить? — прищуривается.
Скажем, в Яценюка, у которого теперь третий рейтинг — после Януковича и Тимошенко.
— Яценюк — перспективный, но сейчас у него нет шансов. Его будут палить с обоих концов.
Мовчану на мобильный звонит дочь — хочет зайти к нему. Он просит подождать 10 минут.
Теперь многие говорят, что не прочь вернуться во времена Кучмы. Вас не удивляет это?
— При Кучме была другая Конституция и серьезные полномочия президента. Когда возник конфликт вокруг Тузлы, то он был решительным, как никто. За это ему нужно отдать должное. Понятно, что тот, кто вносил поправки в эту Конституцию, — Ведмедчук (перекручивает фамилию Виктора Медведчука, бывшего главы администрации Кучмы. — "ГПУ") знал, что и почему это делает. Вот почему он и подгонял Юлию Владимировну к тому, что нереально.
Имеете в виду новую Конституцию, которую он готовил для БЮТ и Партии регионов?
— Да. Она была нереальной. Ведмедчук — это человек антиукраинских интересов.
А Тимошенко — человек проукраинских интересов?
— Без сомнения.
Почему же она пошла на контакт с Медведчуком?
— Все дело не в ней, а в ее окружении. Сейчас стоит вопрос: как будут влиять на нас во время и после выборов. Юлии Владимировне нужно учитывать этот российский фактор. Мы же помним, как не давали нам ввозить туда мясо, молоко, сыр. Найдут кучу способов, как давить на нас и дальше.
Людей, которые видят угрозу от России, Янукович называл "выродками".
— Он из Белорусчины и не является носителем нашего генетического кода. Янукович так и не почувствовал, что такое Украина и что он к ней причастен.
1939, 15 июля — Павел Мовчан родился в селе Великая Вильшанка Васильковского района на Киевщине
1965 — закончил литературный институт им. Горького в Москве
1970 — редактор-сценарист киностудии им. Довженко
1990 — председатель Всеукраинского общества "Просвіта" им. Шевченко
1990, 1994 — избирали народным депутатом в мажоритарных округах
1992 — лауреат Государственной премии Украины им. Шевченко
1998 — народный депутат от Народного руха
1999 — член Центрального провода Украинской народной партии
2002 — народный депутат от Блока Виктора Ющенко "Наша Украина"
2007 — народный депутат от Блока Юлии Тимошенко
Женат на писательнице Любви Голоте, воспитывает сына Богдана и дочь Павлину
Комментарии
36