45 мин. народный депутат от блока "Наша Украина — Народная самооборона" Владислав Каськив, 35 лет, ехал в столичных заторах с Львовской площади на ул. Институтскую. Время нашей встречи пришлось на вечерний час пик. Днем добирался бы не больше 10 мин.
Наконец его черный джип "И нфи ни ти" паркуется на тротуаре. Такое авто стоит около $100 тыс. Нардеп выходит из передней пассажирской двери, возвращается в салон за очками. Е жится от холода, на нем только костюм. Спускаемся в кафе "Золотой дукат". Оно расположено в подвале одного из домов.
— Здесь лучший кофе в городе, — замечает Каськив.
Набирает мобильный водителя, чтобы принес из машины деньги. Через минуту тот заходит и передает зажим с наличностью. Депутат сбрасывает пиджак, садится под стеной. Освещение несколько тусклое. На столе горит свеча. В низкий широкий по дсве чник насыпаны кофейные зернышки. Каськив берет одно и зажигает над пламенем. Гасит. В воздухе терпко пахнет жареным кофе.
Каськив должен был встречаться с прежним председателем Верховной Рады Арсением Яценюком. Но разговор перенес.
Возможно ли, что такие молодые политики, как вы и Яценюк, объединятся против старшего поколения нынешних руководителей государства?
— В 2009-м противостояние "оранжевых" против "голубых" сменится борьбой "новых" против "старых". Это будет год больших потрясений и реформ. Момент истины для Украины: она или перестанет существовать как государство, или начнется период изменений. Стояние на месте сегодня означает падение в пропасть. Нужны новые люди и новые инициативы.
Вы готовы войти в новую партию и распустить "Пору"?
— Те, кто формировал "Пору", обязательно станут хорошей основой для формирования политической силы нового поколения. Ее люди никуда не денутся, а станут активными участниками этого процесса.
Верховная Рада этого созыва должна показать, может ли принять важнейшее решение — новую систему выборов в рады всех уровней. Потому что закрытая избирательная система, которая существует в настоящее время, не дает возможности появиться новым людям. Она консервирует все старое. А новые люди с прогрессивным мышлением есть во всех фракциях.
И в коммунистической?
— Кроме коммунистической, — улыбается Каськив. — Элиты прорастают там, где могут. Преимущественно это местное самоуправление, городские председатели, предприниматели, которые честно заработали свои деньги. Эти люди создали критическую массу, которая возникла еще на Майдане в 2004 году. Оранжевая революция тогда не закончилась. Это произойдет лишь тогда, когда завершатся структурные либеральные реформы и сменится политическое поколение.
Самый черный день в истории Украины — это когда приняли изменения в Конституцию в 2004 году
В сущности, на месте теперешней Украины должно возникнуть новое государство. Речь идет о радикальном изменении Конституции. Сейчас страна имеет уникальный шанс убрать бездарных чиновников, большинство из которых не могут даже включить компьютер. У нас нечего модернизировать, ведь невозможно к старой телеге приц епить мотор от БМВ. Потому речь идет о построении государства нового типа.
Каськив поворачивается немного боком. Закидывает ногу на ногу. Пальцем поджимает к пламени свечи размякший воск.
Ежегодно мы говорим о реформах и изменениях, а все стоит на месте.
— И кризис является выражением этого. Но завтра Украина может стать самой эффективной страной в Европе.
Должны уйти в отставку Ющенко, Тимошенко?
— Они уже все завалили.
Премьер на последней пресс-конференции заявила, что Виктор Ющенко собирается внедрить прямое президентское правление.
— Это следствие того, что у нас нет государства с полноценными органами управления. Мы имеем разбалансированную страну. Если в ней будет чрезвычайная ситуация, то нет механизма ее предотвращения. Самый черный день в истории Украины — это когда приняли изменения в Конституцию 2004 года. Сейчас лучший выход — вернуться к старой редакции Основного закона и провести президентские выборы. Тогда мы получим одного человека, который будет отвечать за страну.
Худший сценарий — это когда хаос будет продолжаться и дальше будет противостояние между ключевыми центрами власти — президентом, Кабмином и парламентом. На фоне экономического кризиса это приведет к росту сепаратистских настроений.
Почему вы поддержали создание коалиции с БЮТом и Блоком Литвина?
— Под реальной угрозой союза Блока Юлии Тимошенко и Партии регионов. Это была бы трагедия — из-за изменений, которые они хотели внести в Конституцию. И это соглашение БЮТа и "Регионов" еще не раз как скелет в шкафу возникнет в сложные времена, которые нас ожидают. А следующий год будет самым тяжелым как в экономическом плане, так и в политическом.
Когда вы поддержали создание коалиции, президент вам звонил и просил этого не делать?
— Да. Но я ничего плохого в том не вижу, что он общается с депутатами. Это должно быть чаще. У нас был корректный разговор. Президент выразил свою позицию, а я — свою. Давления не было.
Ющенко предлагал, чтобы парламент работал ситуативным большинством?
— Президент четко говорил, что не планирует распускать Верховную Раду и что она могла бы работать без коалиции.
То есть БЮТ вас испугал возможной коалицией с "Регионами", чтобы ускорить объединение с вашим блоком?
— Если был такой тактический план, то он удался. Но участие в коалиции — это не подпись о рабстве. Сейчас стоят очень важные вопросы — бюджет, закон о выборах, где решения каждого депутата должны быть индивидуальными и ответственными. Также, когда шел процесс формирования коалиции, я сказал: если там не будет четкого обязательства сторон о принятии нового закона о выборах, то я не приму такую коалицию.
Кто готовит данный закон?
— Мы вместе с группой авторов от НУ-НС, БЮТ и Партии регионов. Речь идет об открытых избирательных списках.
Говорят, что весной, когда кризис больше всего обострится, Тимошенко уйдет в отставку.
— Как технологический шаг, это будет неправильно. Перед Тимошенко в эти дни стоял вопрос: уйти или остаться. Она решила взять всю ответственность и играть ва-банк: или она удерживает ситуацию и получает главный приз, или нет.
В чем этот главный приз?
— Точно не президентская должность. Порочно считать, что и для Тимошенко, и для Ющенко президентская должность является самоцелью. Для него важнее быть главой государства, о котором хорошо будут говорить через сто лет, чем быть два срока, но о нем будут говорить плохо. Так же и для Тимошенко.
А чего хочет Янукович?
— Его цели я и до сих пор не понял. Он сильно прогрессировал после 2004 года, его партия стала публичной. Но какие у него мотивы — или он хочет стать историей, или там действуют корпоративные финансовые интересы? Не знаю.
Тимошенко пытается спровоцировать досрочные президентские выборы?
— Это будет возможно только тогда, когда Ющенко сам этого захочет. Она лишь бросает перчатку — это вызов к бою. Ключевая их ошибка, что согласились на компромисс в 2004 году по изменению Конституции. Надежды, которые полагались на Виктора Ющенко, не соответствовали тем полномочиям, которые он получил после конституционной реформы. Тимошенко тактически это устраивало как премьера, ведь она получила больше полномочий. Но стратегически это проигрыш, потому что она вписалась в противостояние с Ющенко. Еще одна ошибка президента: он не поставил четких заданий перед своей командой. Он идеализировал людей, не принимал жестких решений. Это системный сбой. Ему сразу же нужно было объявлять досрочные выборы в Верховную Раду.
Каськив добавляет, что в этом кафе он уже в третий раз. Показывает на угол в зале:
— Вон там мы с Юрой Мирошниченко из Партии регионов писали закон о выборах.
Прощаемся. К депутату подсаживается знакомый, который ожидал завершения разговора за соседним столиком.
1973, 1 декабря — Владислав Каськив родился в поселке Мельница-Подольская на Тернопольщине
1991 — отчислен из Черновицкого государственного университета им. Федьковича за то, что возглавил студенческую забастовку
1992 — координатор международного фонда "Возрождение" Джорджа Сороса
1997 — окончил Национальный педагогический университет им. Драгоманова; руководитель Школы молодых политиков
2004 — руководитель координационного центра гражданской кампании "Пора"
2005 — советник президента Виктора Ющенко
2007 — избран народным депутатом от блока "Наша Украина — Народная самооборона"
Разведен, есть сын и дочь
Комментарии
4